Сразу скажем, что идея родилась не от хорошей жизни. В копилке ПФР катастрофически не хватает денег. Одна из причин - работодатели занижают Единый социальный налог (ЕСН). Самый распространенный способ - деление зарплаты персонала на две неравных части: маленькую "белую", выплачиваемую через кассу, и основную - "черную", выплачиваемую неофициально.
"Черные" и похожие на них "серые" зарплатные схемы, по данным Пенсионного фонда, сегодня имеют место едва ли не на половине средних и мелких российских предприятий. А до 2003 года такая практика существовала повсеместно, ибо работникам было безразлично, в какой форме получать деньги - была бы сумма больше. Введение персональных накопительных пенсионных счетов поначалу встревожило часть населения, но ненадолго. Тем более что с развалом профсоюзного движения у работников не осталось серьезных рычагов воздействия на работодателей.
В итоге в руководстве ПФР осознали, что надеяться можно лишь на собственную, ведомственную активность и изобретательность. А также на "нелояльных" к своим хозяевам работников предприятий, где нарушается закон. И вот этим людям скоро предложат, скажем так, "стучать" на своих руководителей.
К слову, такие попытки уже предпринимались. К примеру, кемеровское региональное отделение партии "Единая Россия" выделяло специальный телефон, по которому жители Кузбасса могли сообщить о фактах выплат теневых зарплат - причем на условиях полной конфиденциальности. Все сведения, поступившие от абонентов "горячей линии", предполагалось передавать в областную налоговую инспекцию и отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Но вскоре выяснилась полная неэффективность такого "компромата": анонимные доносы не имели доказательной силы в суде, а потому обвинения на их основе трактовались как клевета. В мэрии Калининграда создана городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая призвана контролировать легальность начисления заработной платы. Но как у любой общественной организации, необходимых прав у комиссии нет, а потому больших успехов на этом фронте пока не наблюдается.
Права есть у налоговиков, но они пока не горят желанием разоблачать любителей "черных" и "серых" зарплатных схем. Правда, в Федеральной налоговой службе имеется общественная приемная, куда с 2003 года поступают письма с жалобами на работодателей, выплачивающих "конвертируемую" зарплату. Но в большинстве своем эти письма анонимные - значит, не подлежащие рассмотрению.
Пенсионный фонд предполагает, что создаваемые региональные консультационные центры будут работать лишь с информацией, под которой будет стоять реальная подпись заявителя (которая будет держаться в секрете). Как поясняют в ПФР, по каждому такому сигналу сначала в организацию-нарушитель поступит требование явиться в отделение ПФР с отчетностью. Если информация подтвердится, то дело будет передаваться в налоговую инспекцию и прокуратуру. За неуплату ЕСН руководителю предприятия грозит штраф от 20 до 30 МРОТ, плюс пени, плюс доначисления неуплаченных налогов. Если же сумма недоимки превышает 1,5 млн. рублей, то вступит в силу уголовное судопроизводство.
Нарушать закон, конечно, негоже. Но многие эксперты с большой осторожностью относятся к такому методу борьбы с этим злом, как внедрение системы массового доносительства. К тому же отечественная практика показывает, что такая "добровольная помощь граждан" нередко становится способом сведения счетов с недругами или конкурентами.
Кстати, а что будет делать ПФР, если в его "консультативные центры" поступит слишком мало сигналов? Попросит для себя статус спецслужбы с правом осуществления оперативно-разыскной деятельности?