- Очевидно, что из исторического центра города промзоны нужно убирать. Они не украшают Москву, а из-за дороговизны земли часто работают в убыток. Но очевидно и то, что при "переселении" этих предприятий Москва не должна потерять своего промышленного потенциала. Наоборот, от переезда предприятия должны выиграть: на новом месте появятся современные цеха, оснащенные самой передовой техникой и технологиями.
- Но это очень дорого. Кто будет платить?
- Некоторые депутаты и члены городского правительства предлагали не тратить бюджетные деньги, а просто выделить участки земли и повесить все расходы на предприятия и инвесторов. На что мэр ответил: "Если мы хотим решить задачу качественно - придется потратить деньги на то, чтобы самим подготовить территорию". Инвестор не пойдет в чистое поле, не захочет вкладывать деньги в строительство дорог, канализацию, водопровод.
Это все должен сделать город, как мы и поступили при реализации другого проекта - "Москва-Сити". Когда мы провели туда все инженерные коммуникации, инвесторы выстроились в очередь. А город, кстати, все затраты окупит, поскольку за проведенную работу получит свою долю в этом строительстве.
- Вы уверены, что и для участия в проекте "Пром-Сити" инвесторы выстроятся в очередь?
- И будут отбираться на конкурсной основе. Потому что это очень выгодный проект. Инвестор же будет не только строить новые цеха, но и получит право вести строительство на освободившихся старых территориях в центре. В перспективе мы планируем освободить от промзон минимум 6-7 тысяч гектаров в центре города. Это, кстати, решит проблему дефицита земли под застройку в Москве на 10 или даже 15 лет.
- Но ведь нужно найти взамен те же 6-7 тысяч гектаров на окраинах, а это проблема. Не вырубать же лесопарковую зону?
- Во-первых, современное высокотехнологичное производство занимает меньше площадей. Так что под новые цеха тех же предприятий потребуется втрое меньше земли - около 2 тысяч гектаров. Свободные территории есть в каждом округе, кроме Центрального. При этом мы не будем использовать землю, которая пригодилась бы для жилищного строительства или отдыха. Под "Пром-Сити" отдадим только ту, где жилье строить нельзя. Например, на месте бывших полей фильтрации в Зеленограде.
Пока город выделил две территории - в Моложанинове и Южном Бутове.
- А если предприятия и рабочие не захотят переезжать в такую даль?
- Выгонять никого не будем. Но я думаю, что самим предприятиям этот переезд выгоден, поэтому они будут не возражать, а подгонять: перебазируйте нас поскорее. Сложнее с работниками. Возможно, не все захотят ездить в Бутово даже при том, что условия работы и зарплата в новых цехах выше. Естественно, рабочего в такой ситуации не бросят на произвол судьбы, а предложат компенсацию или другие варианты трудоустройства. Эти проблемы будет решать городская комиссия по выводу предприятий, которую возглавляют Владимир Ресин и руководитель департамента промышленности Евгений Пантелеев.
- А одобрят ли жители тех же Бутово и Моложаниново то, что у них под боком появится промзона?
- Рядом с домом возникнут новые рабочие места. Районы станут развиваться не как спальные, а как полноценные, самодостаточные. Что в этом плохого? Тем более что экологические требования к построенным там цехам будут самыми жесткими. Бутовская промзона возникнет внутри железнодорожного кольца в Щербинке и рядом с аэродромом. В этих местах нельзя строить жилье и разбивать зоны отдыха, они подходят только для размещения предприятий.
- С каких предприятий начнете переезд?
- Список будет готов к началу будущего года. Естественно, первыми окажутся те, кто этого больше хочет. Начнем с небольших предприятий и складов. О перебазировании крупных машиностроительных производств речь пока не идет. Хотя для того же "Москвича" участие в программе было бы путем к спасению.
- Вернемся к разговору о фирмах, которые пытались взять на себя избавление центра от промзон. Город перехватил инициативу, но они, наверное, не успокоились и еще составят конкуренцию в борьбе за лакомые территории.
- Я думаю, что теперь между ними и городом будет уже не борьба, а взаимодействие, сотрудничество. Если бы мы не занялись выводом промзон, то эту нишу заняли бы посредники. Но раз город взялся за это, то у них остается один путь - стать инвесторами. Не конкурентами, а партнерами города в исполнении этой программы.