Побывавший в Косово главком вооруженными силами НАТО в Европе Уэсли Кларк намекнул журналистам, что, мол, за беспорядками в Косовской Митровице стоит "одна сербская оборонительная структура", которая будто бы подстрекает народ к разборкам с албанцами. Напустив туману на последнее сражение, в котором албанские экстремисты схлестнулись на мосту через речку Ибар с французскими жандармами и английскими солдатами, американец возложил ответственность за побоище на сербов, наблюдавших за атаками албанцев с другого берега реки. Попутно генерал Кларк обвинил югославские власти и в том, что они, дескать, использовали свое влияние на сербских жителей Косовской Митровицы в "выгодных им целях".
Главком отбыл из Приштины, оставив журналистов гадать, а в каких, собственно говоря, иных, нежели собственных и выгодных для себя, целях, Белград должен использовать свое влияние в Косово? Не в потворстве же албанским лидерам, отправившим в минувший понедельник десятки тысяч человек в 40-километровый марш-бросок из Приштины в Косовскую Митровицу для поддержки тамошних албанцев. Впрочем, в гражданской миссии ООН по Косово марш получил официальную оценку как "достойная уважения мирная манифестация солидарности приштинских албанцев". Десятки журналистов стали между тем свидетелями того, как "достойные граждане" Приштины, вооружившись железными прутьями и булыжниками, пробивались в северную часть Косовской Митровицы, чтобы устроить там погромы в сербских кварталах.
Временный исполнительный совет Косово во главе с шефом миссии ООН Бернаром Кушнером издал по следам событий в Косовской Митровице декрет о ликвидации всех разграничительных линий в городе. Объявленная Кушнером "свобода передвижения по городу" грозит обернуться для 10 тысяч сербов Косовской Митровицы трагедией. Худо-бедно, но французские жандармы гарантировали сербам безопасность, установив блокаду на мосту через реку Ибар, по которой проходит межэтническая разграничительная линия. Противостоять самостоятельно 100-тысячному албанскому населению из южной части города сербы, конечно, не в силах, учитывая к тому же, что симпатии влиятельных в командовании КФОР американцев и немцев находятся на стороне албанцев.
Конечно, югославские власти активно вмешиваются в косовские дела, но ведь это их собственные, внутренние дела, так как Косово продолжает оставаться в составе Югославии, что подтверждено и в резолюциях Совета Безопасности ООН. Без сомнения, Белград стремится предотвратить этническую чистку самого крупного сербского анклава в своей провинции. Не сидит без дела и сама сербская община в городе, готовясь, если потребуется, и к вооруженному отпору.
Необычайная жестокость, с какой албанцы пытаются отбить у сербов контроль над северной частью Косовской Митровицы, объясняется все-таки не патологической ненавистью двух наций друг к другу, а более прозаическими причинами. Обладание северной частью города и прилегающими к нему районами дает его хозяевам ощутимые экономические преимущества: на карту поставлен не только крупнейший в Югославии горно-обогатительный комбинат "Трепча" с рудниками, но и богатое месторождение золота. В разыгрывающейся на наших глазах трагедии вокруг Косовской Митровицы сербам уготована роль жертв, которых позже или раньше сгонят с богатой природными ресурсами земли. Столкновения на мосту были лишь прелюдией к крупномасштабной разборке в Косово. В сербских кварталах никто не верит в декрет Кушнера, которым объявлено, что всем жителям "впредь будет обеспечено право на проживание и на обычную мирную жизнь".