В условиях оттока кадров и клиентов предприятия общественного питания грозят нам очередным повышением цен — на этот раз на 15-20%. Основная причина — ослабление курса рубля. Затронет ли подорожание все блюда или только те, куда входят заморские ингредиенты?
Салат, горячее, пара бокалов вина — обычный ужин в московском ресторане средней руки теперь редко обходится дешевле 5 тысяч. А будет еще дороже. На этой неделе представители ресторанного бизнеса сообщили о намерении поднять цены, а кое-где ценники уже переписали.
Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров считает это неизбежным. «Бизнес и так долго избегал непопулярных шагов, сохраняя отпускные цены, но всему есть предел, — поясняет «главный по тарелочкам». — Когда вокруг дорожает все, от продуктов до бензина и логистики, приходится принимать сложное решение».
О каком сдерживании цен говорит господин Бухаров, не совсем понятно, поскольку только за последний год рестораторы уже дважды вносили поправки в ценники, повысив стоимость блюд и напитков на 25-30%. А что делать, рестораторы не всегда благотворители. И все-таки хочется разобраться в нюансах.
Спору нет, основная масса предприятий общепита негативный эффект от ослабевшего рубля старается нивелировать снижением доли дорогостоящих ингредиентов в блюдах. От дорогих позиций в меню им приходится отказываться. Некоторые блюда просто невозможно приготовить без того же пармезана, оливкового масла или говядины зернового откорма — значит, надо кормить дорогих гостей чем-то попроще.
Так, собственно, и делали. Однако беда не ходит в одиночку: вслед за подорожанием импорта полезли вверх и закупочные цены на отечественные продукты, начиная от овощей и фруктов и заканчивая мясом и птицей. Что стало для рестораторов ударом в спину. Еще одна причина грядущего подорожания: цена аренды помещений в столицах, которая, несмотря на все разговоры, не снижается. Для того чтобы оценить ее долю в чеке, достаточно съездить в любой город Золотого кольца и понять, что в 200 километрах от столицы кормят и вкуснее, и вполовину дешевле.
Как на все это отреагируют посетители? По словам председателя Союза потребителей Петра Шелища, конкуренция в ресторанном бизнесе жесткая. «Эксперименты с ценами чреваты тем, что посетители могут отвернуться от заведений, которые станут для них слишком дорогими, и тем придется закрыться, — считает эксперт. — Индустрия уже испытала на себе отток части платежеспособных клиентов и не смогла найти им замену. Так что бизнесу сейчас нужно очень аккуратно искать баланс между прибыльностью и доступностью своих услуг для людей, которые в любой момент могут перестать ходить по кафе и ресторанам, потому что питаться дома элементарно выгоднее».
В общем, кончайте ходить по ресторанам — перемещайтесь вместе с гостями домой на кухню. Наши родители так праздновали даже свадьбы и юбилеи — и ничего, говорят, было весело и вкусно
А в это время
— Официант! Что за ерунду вы мне принесли? Это не плов, а каша!
— Извините, но такие претензии надо предъявлять до того, как вы все съели...
Это не анекдот, а реальный диалог, свидетелем которого недавно я стал в одном из кафе. Пока опешивший официант пытался донести недовольство клиента до администратора, возмущенный посетитель быстро выскочил из кафе и был таков...
По данным охранной компании Delta, количество таких историй с неоплаченными счетами растет. Владельцы заведений жалуются: есть ощущение, что в моду входит экстремальный спорт под названием «съел — и убежал».