По итогам прошлого года концерн Toyota продал 8 миллионов 972 тысяч своих авто. Хотя это на 4% меньше, чем в 2007-м, по сравнению с европейскими автопроизводителями, у которых из-за кризиса продажи упали на 10-30%, темпы впечатляющие.
В США Toyota уже стала самой популярной иномаркой (второе место по продажам занял тоже японский концерн - Honda). В России Toyota является лидером по количеству автомобилей, но пока занимает только третье место по продажам после GM и Ford. По прогнозу директора агентства "Автостат" Сергея Целикова, к 2012 году по стране будут ездить уже более 3 миллионов автомобилей Toyota различных моделей, а их доля в автопарке достигнет 8%. Правда, примерно половина машин будет сосредоточена в Сибири и на Дальнем Востоке.
"Мы придаем российскому рынку большое значение, - говорит "Труду" Ририко Такэути, сотрудник токийского офиса фирмы. - Наша приоритетная задача - не расширяться, а окончательно поставить на рельсы работу завода под Петербургом". По словам Такэути, производство Toyota Camry в России уже достигло 26 тысяч в месяц. Хорошо продаются и Lexus (люксовый вариант Toyota): не слишком озабоченные расходом бензина россияне покупают их по 10 тысяч в месяц.
На мировом рынке японский концерн, напротив, делает ставку на экономичные и экологичные авто. Новая модель Prius на гибридной основе (автоматическое переключение с бензоподачи на электропитание) была показана публике на открывшемся на прошлой неделе автосалоне в Детройте. Она намного дешевле нынешней - всего 20 тысяч долларов.
Правда, пока основная цель нового главы компании 52-летнего правнука основателя фирмы Акио Тоёда - побороть кризис. Для этого он планирует оптимизировать штатное расписание (в планах увольнение 3 тысяч сотрудников и 4,5 тысячи контрактников), а затем настоятельно порекомендует руководителям разного уровня в течение года приобрести новую Toyota. Вероятно, такая мера должна исправить ситуацию на местном рынке, где спад продаж по отдельным моделям больше общемирового. Так, к примеру, продажи Corolla, Lexus и некоторых других моделей в Японии сократились в 2008 году на 5%.
Фокус "Труда"
Кто такой Тоёда
52-летний вице-президент Toyota Акио Тоёда - старший сын почетного председателя совета директоров Сёитиро Тоёда, возглавлявшего Toyota Motor до 1994 года. Он внук покойного Сакити Тоёда, основавшего промышленную группу Toyota в 1937 году. Прослыл талантливым организатором и менеджером. Отвечал за продвижение фирмы на азиатском рынке, затем был переведен на должность главного менеджера по продажам в Японии, одновременно руководил глобальной сетью продаж Toyota, включая рынок Северной Америки. В 2005-м назначен вице-президентом. Решением совета директоров рекомендован на пост президента. Формально должен быть утвержден общим собранием акционеров в конце июня.