Страны НАТО обвиняются в непреднамеренном соучастии в актах вандализма, не согласующихся не только с христианскими нормами морали, но и с их собственным законодательством. Действия, а вернее, бездействие их подразделений в составе Международных сил безопасности в Косово (КФОР) противоречат и статье 34 Международной конвенции по правам человека, заявил подавший иск от имени Сербской православной церкви епископ Рашко-Призренский Артемий. В период с 1999 по март 2004 года в присутствии западных миротворцев уничтожено около 80 храмов. Нет смысла спрашивать, как воспринимает творческая личность разрушение дела рук своих? Все семь православных храмов, рожденные полетом мысли косовского архитектора Любиши Фолича, ныне обращены в прах.
- Мы в Косово живем как в концлагере, - делился со мной Любиша, человек искусства, а значит - мягкий и деликатный, на Мировом общественном форуме "Диалог цивилизаций", проведенном под эгидой Центра национальной славы России. - О том же говорит и наш епископ Артемий: "Сербы живут в анклавах и гетто, охраняемых войсками. Покидая анклав, серб подвергается опасности быть убитым или захваченным в плен". Прошло шесть лет (после бомбардировок НАТО. - В.М.), а я все надеюсь, вот-вот придет желанная свобода... Увы, сербы уезжают из Косово. Уезжают навсегда. Школа есть, но скажите, как учить детей за колючей проволокой?
В местечке Дьяковица, где родился Любиша, в 50 метрах от расположения западных миротворцев был осквернен, подожжен, а затем заминирован и взорван соборный храм Святой Троицы, который он спроектировал и построил. Многие архитектурные элементы, использованные Фоличем, - символичны, они перекликались с раннехристианским внутренним устройством церкви Святых Апостолов в Константинополе эпохи императора Юстиниана, а также с собственно сербским стилем в архитектуре времен князя Лазаря и Косовской битвы. После того, как стены и купол рухнули на землю, албанцы устроили веселье до утра. Что неудивительно: в Приштине в одном из храмов косовские албанцы устроили общественный туалет.
В храме Святого Лазаря на сербском кладбище в селе Пискоте, где находились могилы братьев и сестер Любиши Фолича, косовары искрошили мозаику, разбили иконостас, уничтожили иконы и сбросили крест с купола. Приходской дом сожгли. Все это происходило на глазах у солдат КФОР. Затем были осквернены могилы. "Турки во времена османского ига и то такое себе не позволяли!" - с печальной улыбкой произносит Любиша.
Такова действительно ирония истории: в начале прошлого века (есть свидетельство - повыцветшие фотографии) турки предоставляли вооруженный эскорт пилигримам, чтобы те могли благополучно добраться до православных монастырей и не стать по пути жертвой нападения албанских разбойников. В наши дни паломников сопровождают бойцы КФОР, защищая их от припрятавших оружие, но не оставивших свое ремесло боевиков Армии освобождения Косово. Сейчас в городе Печ монахи ходят за продуктами только вместе с итальянскими патрульными, а в Митровице миротворцы охраняют православных верующих, когда они по воскресеньям приходят на молитву в храм Святого Савы...
Два года назад, рассказывает Любиша, болгарский солдат из состава КФОР, находясь в увольнительной и будучи в штатском, был остановлен косоварами вопросом "который час?". Он имел неосторожность ответить на своем родном, на болгарском. Те приняли его за серба и убили на месте. Весьма кстати Любиша напоминает, как уже после войны один из натовских полководцев, генерал-майор Льюис Маккензи красноречиво признался в неофициальной обстановке: "Похоже, мы бомбили не тех".
- Какие перспективы? Никаких. Все хуже и хуже. У нас говорят, что албанская наркомафия финансировала на президентских выборах в 2000 году и Альберта Гора, и Джорджа Буша. КФОР окончательно превратился из миротворцев в "албанотворцев". А те, я так думаю, не успокоятся, пока последний серб не уедет из Косово, - подытожил Любиша. - Вы поймите, Косово для нас - это изначальная Сербия, это наш сербский Иерусалим.