Вера Старобогатова, преподаватель английского, Петербург:
- Сплошь и рядом родители заговаривают о том, что ребенку позарез нужен язык, так как они хотят его отправить учиться за рубеж. Но при этом мало кто из них представляет реальную стоимость обучения. По результатам социсследований 12% родителей готовы отдать за высшее образование за рубежом до $5000 в год. До $10 000 в год готов отдать каждый третий родитель, а 22% могут заплатить и более $10 000 в год. Насколько мне известно, близкая к реальности цена - как раз свыше 10 000. Даже в Германии, где обучение бесплатное, студент должен иметь на своем ежемесячном счете не менее 1000 евро: на питание, проживание и страховку - те же "свыше 10 000" в год и выходит.
Александр Якушев, заслуженный мастер спорта, неоднократный чемпион мира и Олимпийских игр по хоккею:
- Учить своих детей нужно только в России. И потому, что здесь образование не хуже, а раньше было и вовсе одно из лучших в мире. И потому, что нужно быть патриотом своей страны.
Григорий Антипенко, актер, Москва:
- Обожаю своего 6-летнего сына, он пошел в подготовительный класс, и говорить о его будущем пока рано. Единственное, чего я бы не хотел, - чтобы он стал актером. Это своего рода рулетка, в которой везет не всем.
Светлана Бадмаева, предприниматель, Элиста:
- Оба моих сына получают высшее образование в Москве. Вот уже четвертый год я только и делаю, что отправляю с рейсовым автобусом сумки с продуктами или вожу их сама. Я бы, наверное, тоже хотела отправить своих детей на учебу за рубеж, как это сделал руководитель администрации главы республики Игорь Шалхаков, но у меня нет на это средств. Интересно, откуда они берутся у государственных чиновников? Неужели зарплата позволяет?
Василий Орлов, директор галереи "Взгляд ребенка" Российского общественного фонда развития творчества детей-инвалидов:
- Я считаю, что учить наших детей можно и нужно в России. Ведь даже программы обучения у нас другие, не говоря уже о целевых установках. Что касается наших подопечных, то возможность учиться за границей у ребенка-инвалида равна нулю. Но в любом случае качество зависит вовсе не от того, где ты учишься, а у кого ты учишься. В самой бедной сельской школе найдется учитель-фанатик, который обязательно повлияет на выбор профессии. Такой же фанатичный, преданный преподаватель есть в каждом вузе - вот определяющая компонента.
Алексей Гоман, певец, Москва:
- Среднее образование я получил в Мурманске, учился в обычной школе. Сейчас учусь в Петербурге, делаю это осознанно, поскольку считаю, что российская высшая школа театрального, вокального, музыкального искусства - одна из лучших в мире. К этому выводу приходят многие из тех, кто отправлял своих детей на учебу за границу и откуда "звездные" отпрыски потом сбегали. Думаю, причиной тому - наша ментальность, которая находит отражение и в системе образования: фундаментальной, основательной.
Илья Панкратов, доктор наук, Мюнхен:
- Наша дочь окончила гимназию тут, в Мюнхене. Видимо, здесь же и будет поступать. Будь ее знания получше, мы бы предпочли, чтоб она поступала в -МФТИ, -МИФИ или на физфак МГУ. В России можно получить серьезное образование. Правда, жить там небезопасно - это ведь тоже со счетов не скинешь.