Главная Культура 19:40 22 Октября 2016 6021
Ирина Богушевская: Сейчас надо говорить и петь о хорошем

Корреспондент «Труда» обсудил с певицей проблемы и радости детского жанра, а также узнал о том, как непросто в России писать позитивные песни

Алексей Мажаев

К творчеству Ирины Богушевской, про которое лет 10 назад говорили «женское, очень женское», сейчас больше подходит определение «детское, очень детское». Наверное, это соответствует жизненной ситуации самой певицы, у которой подрастает сын-школьник. Но, с другой стороны, два выпущенных альбома песен для детей (и еще два задумано) — вещи, далеко выходящие за рамки изделий для домашнего употребления. Корреспондент «Труда» обсудил с певицей проблемы и радости детского жанра, а также узнал о том, как непросто в России писать позитивные песни.

— Расскажите о концертной программе «Обнимая ветер», с которой сейчас выступаете.

— Название — строчка из песни, которую я написала год назад. Это красивая большая песня про то, как быть свободным. Мне кажется, это очень важная и актуальная тема. Касающаяся и личной жизни, и политической ситуации. Песня о том, как можно сохраниться маленькому, но гордому и независимому существу в предлагаемых обстоятельствах. Мне вообще хочется поменять тональность своего творчества: сейчас не время для декаданса. Окружающая действительность предлагает для него столько причин и поводов, что вестись на них было бы просто глупо. Когда в моем детстве вокруг меня был ликующий советский строй с гордыми пионерами, я читала Цветаеву и Ахматову, курила и носила узкие юбки. А сейчас, когда вокруг царит общественное уныние, чисто из чувства противоречия надо говорить и петь о хорошем.

— И такие песни пишутся?

— Да! У меня был интересный, я бы даже сказала мистический, если бы это слово не было так скомпрометировано, опыт — альбом «Куклы», на котором были собраны все душераздирающие песни о несчастной любви, предательстве, измене, разлуке, отчаянии. Надо было собрать их в большую кучу, «сжечь» и посмотреть, что получится. И это совершенно фантастическим образом сработало. Мы закончили запись «Кукол» в конце октября 2012 года, потом я поехала отмечать свой день рождения к моему нынешнему мужу Саше на конюшню, и с того дня мы вообще не расставались. И зачем писать грустные песни, если тебе теперь хорошо? Но тут есть огромная проблема. Расцарапывать свои душевные раны автору удобно и отчасти приятно. Очень легко писать, когда тебе фигово. Боже, как легко сочинять какие-нибудь отчаянные блюзы! Писать о счастье тяжело, потому что такого навыка нет ни у меня, ни в русской культуре вообще.

— Как сказал мне Алексей Романов из «Воскресения», все песни на свете про облом, кроме песен Шаинского...

— Хорошо сказано! Кто из русских литераторов учил быть счастливым или хотя бы гармоничным и уравновешенным? Где счастливые герои? Ну, Штольц, но это другая крайность, ну, Разумихин у Достоевского.

Но это все какие-то бледные герои — страдающие гораздо обаятельнее. Бродский начал говорить в одном из интервью, что творцу вовсе не обязательно быть несчастным... но тут его перебила интервьюерша, и он не смог развить мысль. Еще у Веры Полозковой была попытка в «Индийском цикле»... Все! Не могу сказать навскидку, кто из поэтов был, ну ладно — счастлив, но хотя бы доволен собой.

— И вы решили стать родоначальником жанра.

— Если откровенно, то сначала возникло ощущение тупика, я решила, что, наверно, исписалась. Эту жилу выработала, а другую не нашла — придется, видимо, петь чужие песни. Некоторые певицы всю жизнь поют чужой материал... Но постепенно все-таки стали появляться другие песни. А потом поперли детские. Это как раз к словам Романова про Шаинского. И Андрея Усачева, моего партнера по проекту «Детская площадка». Андрей рассказал мне, что начинал как бард и пел очень печальные, «страдательные» песни. Потом ему это надоело, и он открыл для себя детскую поэзию как легитимный способ творить, оставаясь счастливым. Ведь в детских песнях можно писать и про то, как прекрасно жить, но и про трудности тоже.

— К тому же в годы застоя в творчестве для детей было гораздо меньше ограничений, чем во взрослой литературе.

— Да, абсолютно. А поскольку есть все признаки нового застоя, сейчас это искусство будет только расцветать. Детские песни — это резервация или заповедник, огороженная территория, в которой ты можешь делать все, что хочешь.

— У вас вышло два альбома «Детская площадка». Продолжение планируется?

— Задуманы и почти полностью написаны еще два детских альбома. Первый из них — о распорядке дня. Это серьезная тема, особенно для детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таких сейчас все больше — думаю, это реакция на развитие компьютерных технологий, обратная сторона медали. У моего младшего сына были признаки СДВГ, и, когда мы обратились к психологам, они сказали, что самое главное — четкий распорядок дня. Я соберу в этот альбом песни, которые описывают ежедневные рутинные дела, от чистки зубов до вечернего укладывания спать. Там будет, например, Ария Манной Каши...

— Ух, какая серьезная тема!

— Что вы, это еще не предел. Самый драматичный блюзняк будет посвящен дневному сну. Песня ребенка, который лежит в детском саду, когда все его друзья сдались и уснули, а он последний таращится в потолок и борется. Взрослых песен, кстати, уже тоже больше, чем на альбом, — нужно просто собраться с силами, впрячься, найти средства и записать. Я уже почти готова на краудфандинг, о котором несколько лет назад и слышать не хотела. Но это работает, так почему бы и нет? Я не Стас Михайлов и не могу платить музыкантам гарантированную зарплату. Они все играют в разных проектах помимо моего. Так всегда было, но сейчас им приходится работать еще больше, оттого сложнее собрать их на репетицию и запись. Собраться и просто помузицировать расслабленно в свое удовольствие — это для нас утопия. Хорошо, что есть концерты.

— Два альбома «Детская площадка» выполнили свои задачи?

— Даже перевыполнили. Они получили такой сумасшедший отклик, какой мои сольные альбомы не получали никогда. Как автору мне это обидно, как продюсеру — очень приятно. Я всегда знала, что делаю, грубо говоря, нишевый продукт, и широкой публики у меня не будет. Детская музыка эту границу существенно расширила, она нравится очень разным людям. Задача проекта была познакомить детей с жанровым разнообразием и привить им вкус к восприятию живой, не сэмплированной, а сыгранной прекрасными музыкантами в хорошей студии музыки. И дети оценили: родители мне рапортуют, что их отпрыски ставят это на «репит» и бесконечно слушают. Узнавая, что за пределами «унц-унц-унц» существуют босса-нова, кантри, буги-вуги, рок-н-ролл, ска и т. д. «Детские площадки» выходили в виде книжек с рисунками Маши Якушиной к каждой песне, так что некоторые дети еще и читать научились по этим буклетикам.

— Были амбиции встать в один ряд с Шаинским, Гладковым, Энтиным, на песнях которых выросло несколько поколений?

— Ну что вы, Шаинский — гений, это надо просто признать. Гладковские «Бременские музыканты» — тоже работа гения. Нет, у меня не было амбиций с ними тягаться. И потом, я же не была композитором на «Детских площадках». Большинство песен написал Саша Пинегин, какие-то Андрей Усачев. Это хорошего качества детские мелодии. Но не Шаинский.

— У знакомых дочка заканчивала четвертый класс, и на «выпускной» из начальной школы по желанию детей пригласили певицу Кристину Си, ее Тимати продюсирует... Ну так, может быть, детям и не нужны ваши просветительские «Детские площадки», может, они с большим удовольствием послушают Егора Крида, Нюшу и т. д.? На «Детском Евровидении» участники поют взрослый репертуар, на детском «Голосе» тоже. Может, детям «специальные» песни и не нужны?

— В семье, где родители слушают «Боже, какой мужчина», дети тоже начинают это петь. Это чистые листы: что ты туда напечатаешь, то там и будет. Откуда бы у нас иначе была такая армия потребителей низкокачественной попсы? Вообще это вопрос из серии, нужно ли читать детям книжки. Они и без книжек отлично вырастут. Вырастут, но кем? Так что все зависит от родителей.

— Как говорится, куда смотрела семья и школа.

— Ну, школы и учителя разные бывают. Школой, где учится Данька, я довольна. Когда произошли все эти пертурбации со слиянием и поглощением «образовательных холдингов», в их английскую спецшколу пришло указание сократить число уроков английского с пяти до трех в неделю. Ну, они и сократили: теперь три часа по программе и два занятия кружка «Художественный перевод с английского». Посещение кружков — обязательно. Я аплодирую педагогам, которые изворачиваются только для того, чтобы учить детей, как должно.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6048
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4571
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....