Главная Наука и технологии 00:17 22 Сентября 2023 6979
Вопрос, повисший в воздухе

Чешский кукурузник улетает не попрощавшись. Где взять ему замену?

Анатолий Журин
Самолет L-410. Фото: Klmnjr, wikipedia.org

Два российских региона отказались от эксплуатации самолета L-410, чешского сводного брата нашего кукурузника. Причина проста и, увы, типична для наших авиакомпаний, летающих преимущественно на импортной технике. Нет запчастей и сервиса, способного обеспечить безопасность полетов.

На прошлой неделе власти Камчатки объявили, что отказываются от эксплуатации чешских самолетов малой авиации. Еще раньше это сделали в «Комиавиатрансе». В перспективе маячит очередь из отказников, попавших в ту же ситуацию с L-410: «Сибирская легкая авиация», «Хабаровские авиалинии», Архангельский объединенный авиаотряд, «Полярные авиалинии», «Газпромавиа», «Аэросервис» и «Красавина». В их авиапарках пока числятся 28 таких машин. Еще четыре Ульяновский институт гражданской авиации использует в учебных целях.

С 2015 года сборка L-410 производилась на Уральском заводе гражданской авиации в Екатеринбурге. За шесть лет компания Aircraft Industries поставила и построила почти полторы сотни самолетов, включая собранные на УЗГА. Эксплуатация L-410 в России будет продолжаться еще два-три года, сообщил исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «А дальше либо регионы найдут деньги, чтобы перевозчики по параллельному импорту закупили все необходимое, либо авиакомпании поставят этот малый воздушный флот к забору, понимая, что заработать на этом типе самолета уже невозможно».

К месту вспомнить, что наши эксперты не только предсказывали проблемы по части эксплуатации зарубежных самолетов, но и предлагали возвращать на конвейер незаслуженно поставленную на прикол отечественную авиатехнику. В том числе и для замены L-410 — мы говорим о Бе-32К, многоцелевом самолете местных воздушных линий, предназначенном для перевозки 19 пассажиров или грузов. Предшественник этой машины, Бе-30, поднятый в небо 60 лет назад таганрогским конструкторским бюро под руководством Г. М. Бериева, считался прямым конкурентом чехословацкого самолета. Оба рассматривались в качестве замены знаменитому кукурузнику Ан-2. Победу одержала машина тогдашних союзников по СЭВ. В те времена Советский Союз щедро делился с соседями заказами на изготовление авиатехники. Польше, к примеру, достались вертолеты Ми-1 и Ми-2 и самолет Ан-2, не остались в стороне авиаторы Румынии и Чехословакии.

А что же наш Бе-30? В 1969-м самолет демонстрировался на авиакосмическом салоне в Ле Бурже. Эксперты отметили оригинальность модели, а за экономию массы конструкторов даже премировали. Машина проявляла себя в самых экстремальных условиях — в небе Ашхабада при плюс 40 и в Новосибирске при минус 40. Для проверки шасси и лопастей самолет взлетал даже с ВПП из гальки — и этот экзамен выдержал, показал исключительную надежность.

А дальше наступили трудные времена. Двигатель долго доводили до ума на Омском моторостроительном заводе. Бе-32 сертифицировали, однако вмешалась политика: СССР в рамках дружественных экономических связей разместил в Чехословакии заказ на большую партию L-410. Наши конструкторы продолжали работать. Создали более совершенную модель Бе-32К с мощными двигателями, сократили пробег на ВПП до 450 метров. Но в 1980-е живых машин осталось всего две — на таганрогском заводском аэродроме и в музее Монино.

Вспомнили о Бе-32 в 90-х, когда возникли проблемы с обслуживанием L-410. После показа на выставках в Ле Бурже, на М-АКСе в Жуковском, в Дубае старый знакомый удивил: оказалось, что, несмотря на почтенный возраст, он мало в чем уступает современным аналогам. Появились и заказчики: «Московские авиалинии» заявили о готовности заказать полсотни экземпляров. Но проклятое безденежье и дефолт подрубили чудесное возвращение самолета в небо. Потом еще не раз звучали заявления о том, что вот-вот начнется серийное производство обновленных Бе-32 МК с омскими двигателями ТВД-10 Б. В таких крылатых работягах очень нуждается наша страна — потребность оценивается в 1500 машин. Увы, все планы остались на бумаге.

Как теперь собираются проблему решать чиновники? Как всегда: для начала рекомендуют не волноваться и делятся дерзкими задумками. Так, недавно замминистра Минпромторга РФ Олег Бочаров завил о том, что на замену L-410 придет самолет с неубирающимся шасси, который мы будем разрабатывать в партнерстве с белорусами. Эти машины, по заверениям чиновника, начнут полеты в 2027-2028 годах.

Еще одно обещание озвучено на недавнем Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Планируется поставить сотню легкомоторных самолетов «Байкал» дальневосточной авиакомпании «Аврора» — но опять же только в 2026-2030 годах. Об этих самолетах мы слышим уже несколько лет, но сроки их появления без конца сдвигаются к линии горизонта. «Послушайте, все это в туманном будущем, а сегодня на чем прикажете летать? — возмущенно вопрошают в Российской ассоциации полярников. — Может, все-таки, пока строятся грандиозные планы Минпромторга по восстановлению им же разрушенного авиастроения, есть смысл использовать еще сохранившийся авиапарк в виде того же Бе-32 или Ан-2, зарекомендовавшего себя простым и надежным воздушным судном в Сибири, на Дальнем Востоке и в суровых арктических условиях? Там сегодня ситуация просто катастрофическая: из имеющихся на балансе авиакомпаний 2З9 кукурузников в регионах Арктики эксплуатируется всего 36 судов».

Что касается Бе-32 МК, то работавший в пору СССР замминистра гражданской авиации Виктор Горлов убежден, что восстановить сборочный конвейер возможно, но это трудоемкий и затратный процесс. Попытки «Труда» получить по этому поводу комментарий у главного конструктора машины Николая Лавро успехом не увенчались. Николай Александрович наотрез отказался говорить на эту тему. Слишком много наболело в борьбе за машину: слов много, а дело не сдвинулось ни на шаг. И на чем летать жителям нашей огромной страны? Вопрос повис в воздухе.

По сведениям главы государства, в минувшем году на передовую ежедневно отправлялось около четырех тысяч FPV-дронов 
Российский солдат с FPV-дроном. Фото: www.mil.ru

В 2024 году российские Вооруженные силы получили свыше полутора миллионов беспилотников разных типов. Об этом в среду, 23 апреля рассказал на заседании военно-промышленной комиссии президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, констатировал глава...

Президент провел в Санкт-Петербурге совещание по развитию Военно-морского флота 

Фото: http://kremlin.ru

Морской компонент стратегических ядерных сил России на сто процентов укомплектован современным оружием и техникой. Об этом в пятницу, 11 апреля сообщил на совещании по развитию Военно-морского флота (ВМФ) в Санкт-Петербурге глава государства Владимир...

Есть случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения

Ольга Лернер
Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Развитие технологий ИИ привело к возникновению побочного эффекта: фиксируются случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения. Кое-где такие связи даже пытаются...

Постановка на конвейер самолета Ил-114-300 достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса как образчик авиационного долгостроя

Анатолий Журин
Труд
Как же долог разбег этого самолета в небеса! Фото: UAC/globallookpress.com

Первый полет отечественного SSJ 100 с российским двигателем ПД-8 состоится в ближайшие три месяца, заявил Михаил Мишустин, выступая на прошлой неделе в Госдуме. Премьер напомнил, что с 2026 года российские авиазаводы...

Оформление государственных услуг переходит в онлайн и на самообслуживание. И вот как это выглядит

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Люди оказались заложниками неуемного стремления властей побыстрее попасть в цифровое будущее. Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Неприглядную картину пришлось наблюдать в минувшую субботу, 29 марта, в центре государственных слуг столичного района Раменки. В специальном зале, отведенном для «самостоятельного» получения необходимых услуг,...

Наука и технологии 00:01 / 28 Марта 2025 4187
Технопарк

В Китае создали робота-паука для добычи полезных ископаемых на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Робот-паук для работы на Луне. Фото из открытых источников

Некруглая, но важная дата: 31 марта 1966 года в СССР запустили первый в мире искусственный спутник Луны. Станция «Луна-10» вышла на орбиту спутника Земли и проработала без малого два месяца. Это был...

Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом и какие ритуалы соблюдают его последователи

Анатолий Журин
Труд
Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Завтра, 12 апреля, мы отмечаем праздник, который подарил стране и миру Юрий Гагарин, совершивший первый в истории человечества космический полет. В этот памятный день на телеканале «Культура» готовится...

На «Интеграции-2025» свою продукцию представили больше 130 компаний

Ольга Щербакова
Труд
Фото с сайта integration.ru

Международная специализированная выставка инновационных технологий социальной адаптации и реабилитации людей с инвалидностью «Интеграция», завершившаяся вчера в столичном «Тимирязев Центре», побила все...

Это гиперзвуковой дрон MD-19, который может нести ядерное оружие

Фото: Christophe Gateau/dpa, globallookpress.com

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) MD-19, который способен летать с гиперзвуковой скоростью, может стать кошмаром для системы противовоздушной обороны США. Об этом говорится в статье, опубликованной в интернет-издании The National...

Наука и технологии 00:28 / 11 Апреля 2025 3829
Технопарк

Дрон с шашечками, робоконь, высокотехнологичная батарейка

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: Wang Jingqiang/Синьхуа, globallookpress.com

13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге испытали первый в России троллейбус, который придумал российский изобретатель Петр Фрезе. И хотя тесты прошли достаточно успешно, новинка в России прижилась далеко не сразу....

О некоторых результатах вынужденного эксперимента «жизнь без смартфона»

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он был со мной неразлучно последние два года. До него у меня были другие, конечно, но он оказался столь совершенным, что поменял мою жизнь. Ему я доверяла все свои тайны, отдавая на хранение личные дневники....

Каким он был, тот день, когда весь мир узнал, что русские покорили космическое пространство?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: imago stock&people, globallookpress.com

Светило солнце. Развезло дороги. Бежали ручейки. В еще прохладном воздухе уже разлилась весна. Племянница Юрия Гагарина Тамара Филатова в деталях описала тот самый день, когда 15 лет назад я приехала на родину первого...

Идет работа над реализацией концепции «от терминала до терминала» в условиях кабины без остекления

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Специалисты Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» первыми в мире испытали технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сверхзвукового гражданского самолета. Об этом сообщила пресс-служба центра. «В...

Танки Leopard 2A6 оказались чрезмерно дороги и сложны в обслуживании – как и их предшественники из семейства «бронекошек»

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Переданные Украине немецкие танки Leopard 2A6 («Леопард») повторяют судьбу танков Tiger («Тигр») времен Второй мировой войны. Об этом написал обозреватель американского издания The National Interest Кристиан Орр. «Чрезмерная...

Среди принятых мер – возложенная на банки обязанность проверять выдачу денег в банкоматах на добровольность

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин подписал закон о противодействии телефонному мошенничеству. Документ размещен на интернет-портале официального опубликования правовых актов. Согласно закону, будет создана государственная информационная система...

Его реализация поспособствует развертыванию системы беспилотников; также к 2030 году в РФ планируется сформировать индустрию космических сервисов связи 

Фото: http://kremlin.ru

Президент РФ Владимир Путин в среду, 16 апреля провел совещание по развитию космической деятельности. Данная отрасль, как подчеркнул глава государства, должна стать флагманом национального развития и экономики нашей страны. «Нужно обязательно...