Главная Наука и технологии 00:17 22 Сентября 2023 6827
Вопрос, повисший в воздухе

Чешский кукурузник улетает не попрощавшись. Где взять ему замену?

Анатолий Журин
Самолет L-410. Фото: Klmnjr, wikipedia.org

Два российских региона отказались от эксплуатации самолета L-410, чешского сводного брата нашего кукурузника. Причина проста и, увы, типична для наших авиакомпаний, летающих преимущественно на импортной технике. Нет запчастей и сервиса, способного обеспечить безопасность полетов.

На прошлой неделе власти Камчатки объявили, что отказываются от эксплуатации чешских самолетов малой авиации. Еще раньше это сделали в «Комиавиатрансе». В перспективе маячит очередь из отказников, попавших в ту же ситуацию с L-410: «Сибирская легкая авиация», «Хабаровские авиалинии», Архангельский объединенный авиаотряд, «Полярные авиалинии», «Газпромавиа», «Аэросервис» и «Красавина». В их авиапарках пока числятся 28 таких машин. Еще четыре Ульяновский институт гражданской авиации использует в учебных целях.

С 2015 года сборка L-410 производилась на Уральском заводе гражданской авиации в Екатеринбурге. За шесть лет компания Aircraft Industries поставила и построила почти полторы сотни самолетов, включая собранные на УЗГА. Эксплуатация L-410 в России будет продолжаться еще два-три года, сообщил исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «А дальше либо регионы найдут деньги, чтобы перевозчики по параллельному импорту закупили все необходимое, либо авиакомпании поставят этот малый воздушный флот к забору, понимая, что заработать на этом типе самолета уже невозможно».

К месту вспомнить, что наши эксперты не только предсказывали проблемы по части эксплуатации зарубежных самолетов, но и предлагали возвращать на конвейер незаслуженно поставленную на прикол отечественную авиатехнику. В том числе и для замены L-410 — мы говорим о Бе-32К, многоцелевом самолете местных воздушных линий, предназначенном для перевозки 19 пассажиров или грузов. Предшественник этой машины, Бе-30, поднятый в небо 60 лет назад таганрогским конструкторским бюро под руководством Г. М. Бериева, считался прямым конкурентом чехословацкого самолета. Оба рассматривались в качестве замены знаменитому кукурузнику Ан-2. Победу одержала машина тогдашних союзников по СЭВ. В те времена Советский Союз щедро делился с соседями заказами на изготовление авиатехники. Польше, к примеру, достались вертолеты Ми-1 и Ми-2 и самолет Ан-2, не остались в стороне авиаторы Румынии и Чехословакии.

А что же наш Бе-30? В 1969-м самолет демонстрировался на авиакосмическом салоне в Ле Бурже. Эксперты отметили оригинальность модели, а за экономию массы конструкторов даже премировали. Машина проявляла себя в самых экстремальных условиях — в небе Ашхабада при плюс 40 и в Новосибирске при минус 40. Для проверки шасси и лопастей самолет взлетал даже с ВПП из гальки — и этот экзамен выдержал, показал исключительную надежность.

А дальше наступили трудные времена. Двигатель долго доводили до ума на Омском моторостроительном заводе. Бе-32 сертифицировали, однако вмешалась политика: СССР в рамках дружественных экономических связей разместил в Чехословакии заказ на большую партию L-410. Наши конструкторы продолжали работать. Создали более совершенную модель Бе-32К с мощными двигателями, сократили пробег на ВПП до 450 метров. Но в 1980-е живых машин осталось всего две — на таганрогском заводском аэродроме и в музее Монино.

Вспомнили о Бе-32 в 90-х, когда возникли проблемы с обслуживанием L-410. После показа на выставках в Ле Бурже, на М-АКСе в Жуковском, в Дубае старый знакомый удивил: оказалось, что, несмотря на почтенный возраст, он мало в чем уступает современным аналогам. Появились и заказчики: «Московские авиалинии» заявили о готовности заказать полсотни экземпляров. Но проклятое безденежье и дефолт подрубили чудесное возвращение самолета в небо. Потом еще не раз звучали заявления о том, что вот-вот начнется серийное производство обновленных Бе-32 МК с омскими двигателями ТВД-10 Б. В таких крылатых работягах очень нуждается наша страна — потребность оценивается в 1500 машин. Увы, все планы остались на бумаге.

Как теперь собираются проблему решать чиновники? Как всегда: для начала рекомендуют не волноваться и делятся дерзкими задумками. Так, недавно замминистра Минпромторга РФ Олег Бочаров завил о том, что на замену L-410 придет самолет с неубирающимся шасси, который мы будем разрабатывать в партнерстве с белорусами. Эти машины, по заверениям чиновника, начнут полеты в 2027-2028 годах.

Еще одно обещание озвучено на недавнем Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Планируется поставить сотню легкомоторных самолетов «Байкал» дальневосточной авиакомпании «Аврора» — но опять же только в 2026-2030 годах. Об этих самолетах мы слышим уже несколько лет, но сроки их появления без конца сдвигаются к линии горизонта. «Послушайте, все это в туманном будущем, а сегодня на чем прикажете летать? — возмущенно вопрошают в Российской ассоциации полярников. — Может, все-таки, пока строятся грандиозные планы Минпромторга по восстановлению им же разрушенного авиастроения, есть смысл использовать еще сохранившийся авиапарк в виде того же Бе-32 или Ан-2, зарекомендовавшего себя простым и надежным воздушным судном в Сибири, на Дальнем Востоке и в суровых арктических условиях? Там сегодня ситуация просто катастрофическая: из имеющихся на балансе авиакомпаний 2З9 кукурузников в регионах Арктики эксплуатируется всего 36 судов».

Что касается Бе-32 МК, то работавший в пору СССР замминистра гражданской авиации Виктор Горлов убежден, что восстановить сборочный конвейер возможно, но это трудоемкий и затратный процесс. Попытки «Труда» получить по этому поводу комментарий у главного конструктора машины Николая Лавро успехом не увенчались. Николай Александрович наотрез отказался говорить на эту тему. Слишком много наболело в борьбе за машину: слов много, а дело не сдвинулось ни на шаг. И на чем летать жителям нашей огромной страны? Вопрос повис в воздухе.

Санкции и производственные ограничения не помогли, отметил обозреватель журнала The National Interest Питер Сичиу

Фото: Liu Dawei/Синьхуа, globallookpress.com

В руководстве НАТО шокированы тем фактом, что Воздушно-космические силы России продолжают получать истребители Су-35 и Су-57. Об этом сообщило американское издание The National Interest (NI). «Объединенная авиастроительная корпорация...

У чиновников свои представления о том, что полезно народу, а что ему вредно

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Похоже, цифровизация вплотную надвинулась и на КоАП. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Продолжается безудержный процесс увода в виртуальное пространство реальной жизни. Происходит это из представлений чиновников о том, что полезно народу, а что ему вредно. И вот правительственная комиссия одобрила законопроекты,...

Наука и технологии 00:09 / 11 Октября 2024 12004
Технопарк

Эпидемия короновируса привела к снижению температуры на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Луна. © Alexander Legky, Фото: globallookpress.com

Если вы можете найти в ночном небе Большую Медведицу и Полярную звезду, то смело отмечайте в субботу, 12 октября, Международный день астрономии. Кстати, астрономы имеют привычку приурочить свой профессиональный...

CyberCab – двухместное роботакси, обещающее совершить революцию в транспортном ценообразовании; Robovan – 20-местный автобус-«утюг» на колесах 

Кадр видео с YouTube

Илон Маск, основатель компании по производству электромобилей Tesla и космической корпорации SpaceX, презентовал сразу два роботизированных автомобиля, предназначенных для работы в сфере общественного транспорта. Об этом в пятницу, 11 октября...

Работа с нейросетями перестала быть прерогативой только программистов и разработчиков

Максим Башкеев
Труд

Искусственный интеллект стремительно меняет рынок труда. Если еще недавно прикладная работа с нейросетями выглядела экзотикой, то сегодня навыки взаимодействия с ИИ требуются для успешного трудоустройства представителям десятков...

Уроки цифровой безопасности нужны и детям, и взрослым

Олег МИНАЕВ
Труд
Фото: © Ralf-Udo Thiele, globallookpress.com

Уже в этом учебном году в школах и вузах могут появиться уроки цифровой безопасности. Появление такого образовательного курса давно назрело, причем подобные уроки необходимы и юным гражданам, и вполне уже взрослым. И этот...

Особое внимание, по свидетельству Махмуда-Али Калиматова, уделяется в данном вопросе сельским территориям 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Власти Ингушетии активно работают над вопросом устранения цифрового неравенства в республике. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул, что особое внимание в данном вопросе уделяется сельским территориям. Результаты проводимой работы уже...

Корпорации «ускоряют планы по разработке недорогого лазерного оружия», пишет газета Financial Times

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Ведущие оборонные компании мира занимаются разработкой лазерных средств поражения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом сообщило британское издание Financial Times. «Оборонные компании ускоряют планы по разработке недорогого...

Речь идет о беспилотниках-«камикадзе» Switchblade 600

Вооруженные силы Украины (ВСУ) начали применять в зоне специальной военной операции (СВО) ударные беспилотные летательные аппараты Switchblade 600 («Свитчблейд 600», в переводе с английского «выкидной нож») производства...

Таких машин в украинской армии насчитывается меньше десятка, отмечают обозреватели 

Кадр Telegram-канала «Операция Z: Военкоры Русской Весны»

Украинский дрон-перехватчик случайно сбил редчайший беспилотник Hawk, поставленный вооруженным силам Украины (ВСУ) американскими партнерами. Таких дронов в украинских войсках имеется менее десяти штук. Об этом в пятницу,...

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России

Олег Юрьев
На 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников, студентов и ИТ-специалистов

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России в номинации «Самое массовое соревнование по спортивному программированию». Одновременно на 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников,...

«Роснефть» развивает цифровые технологии в области разведки, проектирования и разработки месторождений

Антон Захаров
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

В начале октября научный институт «Роснефти» в Уфе провел уникальную нефтегазовую конференцию «Цифровые технологии в добыче углеводородов: современные вызовы». В рамках мероприятия на открытой...

Это более быстрое начало совместной жизни

Фото: Андрей Аркуша, globallookpress.com

Главным преимуществом знакомств в интернете является то, что познакомившиеся в режиме онлайн пары начинают жить вместе на два месяца быстрее, чем те, что начинали общение «в реале». К такому выводу, как сообщает интернет-издание...

Среди американских политиков, ученых и деятелей культуры немало тех, кто всерьез верит в существование секретных программ по исследованию пришельцев 

Конгрессвумен от штата Колорадо Лорен Боберт. Кадр видео с YouTube

Нижняя палата Конгресса США провела очередные слушания по поводу неопознанных летающих объектов (НЛО), генетических экспериментов с участием инопланетян и подводных баз пришельцев в океане. Об этом в четверг, 14 ноября сообщает издание...

Наука и технологии 00:02 / 15 Ноября 2024 4634
Технопарк

Питерские ученые придумали съедобную упаковку

Илья Щербаков
Труд
Пластиковые бутылки - один из главных источников мусора. Фото: © James Wakibia, globallookpress.com

Все на свете когда-нибудь кончается, вот и ресурсы нашей планеты не бесконечны. По разным оценкам, человечество уже израсходовало примерно треть из них. Неслучайно был придуман Всемирный день переработки, который отмечается...

Это часть проекта «Государство для людей»; к настоящему времени в стране работает уже 16 таких сервисов 

Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

Сервис «Жизненная ситуация», предназначенный для помощи россиянам, собравшимся переезжать в другой регион, доступен теперь на портале «Госуслуги». Соответствующее сообщение появилось на сайте правительства России. «Переезд...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?