Прошло полтора месяца с тех пор, как Владимир Путин на встрече с работниками обрабатывающей промышленности высказался за то, чтобы пересадить российских чиновников на отечественные автомобили. Произошло это после того, как многие ведомства попросили увеличить закупки иномарок. Президент же указал: такую практику нужно прекратить, нужно «где-то быть поскромнее, чем раньше».
Дело в том, что в условиях санкций цены на иномарки резко выросли, а доступ к ним усложнился. Есть здесь и еще один вполне логичный побудительный мотив: использование отечественной техники помогло бы развитию собственного автопрома. Кстати, во Франции чиновники преимущественно пользуются машинами французского производства, немецкие слуги народа тоже предпочитают отечественные марки. Это считается патриотичным и экономически выгодным. Правда, там чиновники нередко пользуются общественным транспортом и велосипедами.
Поначалу, наверное, в бюрократической среде к инициативе президента отнеслись снисходительно: мол, не стоит торопиться, авось пронесет и на этот раз. Ведь подобные попытки уже случались еще 26 лет назад. Тогда с такой инициативой выступил вице-премьер Борис Немцов. А президент Ельцин 1 апреля 1997 года даже издал указ о запрете на закупки иномарок для чиновников. Предполагалось пересадить их на «Волги». Но идея была успешно похоронена бюрократами.
Впоследствии было предпринято еще несколько попыток. Самая заметная случилась в 2014 году, когда премьер-министр Дмитрий Медведев запретил чиновникам покупать машины иностранного производства за государственный счет. Пересадить слуг народа на «Волги» и «Жигули» задумывали и региональные власти, в частности, в Амурской и Ульяновской областях. Но максимум, чего удавалось добиться, так это считать собранные в России чиновничьи «Мерседесы» и «Тойоты» отечественными машинами.
А посему и на этот раз чиновники спокойно продолжили закупать иномарки. За первые две недели августа нынешнего года на портале госзакупок появились новые заказы более чем на 50 млн рублей. Однако, судя по всему, на этот раз все выглядит серьезнее.
В начале сентября устное пожелание главы государства обрело документальную форму в виде поручения правительству и управлению делами президента: до февраля 2024 года разработать меры, с тем чтобы пересадить чиновников на отечественные авто.
Речь идет о «приоритетном использовании государственными и муниципальными служащими в служебных целях российских высоколокализованных автомобилей». Ответственными за реализацию назначены премьер-министр Михаил Мишустин и высшие должностные лица субъектов Федерации.
В принципе, еще не так страшно, но уже запахло жареным. А на Восточном экономическом форуме президент России напомнил о своем поручении, заявив, что скоро начнутся закупки для чиновников отечественных машин, и будет определено, «кому чего положено». По словам Путина, России нужно брать пример с Индии. «Они в основном делают упор на использование автотранспорта, произведенного в Индии, — отметил президент. — Премьер-министр Индии Нарендра Моди абсолютно правильно делает, что продвигает идею «делай в Индии».
В продолжение этой истории 19 сентября совет Госдумы одобрил идею закрепления за депутатами во время их работы в регионах только отечественных машин. Как сообщают источники в Госдуме, вероятно, «Форд Мондео», на которых ездят рядовые депутаты в столице, будут менять на «Ладу Весту», а БМВ и Genesis, закрепленные за руководителями фракций и вице-спикерами, — на «Аурус».
Однако есть проблема с выбором. Отечественной ныне можно считать с большой натяжкой (до 70% компонентов — импортные) продукцию ГАЗа, АвтоВАЗа, УАЗа, а также люксовый «Аурус». Цены на последний начинаются от 37 млн рублей, массовое пересаживание на него влетит бюджету в копеечку. Заметим, что цены на китайский аналог «членовоза» — автомобиль марки «Хунци» («Красное знамя»), который, кстати, доступен всем китайцам, — начинаются даже на нашем рынке от 4-5 млн рублей. К тому же «Аурус» — пока штучный товар, на всю 2,5-миллионную армию российского чиновничества их явно не хватит.
Сейчас средняя цена одного лота госзакупок по этой категории товара составляет 13,7 млн рублей. Зато гендиректор АвтоВАЗа Соколов заявлял, что завод готов нарастить производство и за два года обеспечить бюрократические потребности. К тому же вот-вот должен начаться выпуск продвинутых «Жигулей» — «Лады-Аура» (намек на родство с «Аурусом»). Цены на эту модель скромнее, хотя и не бросовые — 2,5 млн рублей. Что касается УАЗа, то его модель «Патриот» видится скорее для использования в сельской местности.
«Москвич», как бы кому ни хотелось представить иначе, — это китайский автомобиль, собранный в России. Есть еще китайский «Хавал» с определенной степенью локализации в России. Можно и его зачесть как отечественный автомобиль, и это в какой-то мере упростит решение поставленной задачи. Но здесь возникает вопрос: вам шашечки или ехать?
Поскольку уже после обращения президента закупки иномарок продолжились, можно предположить, что чиновники и дальше будут искать лазейки для обеспечения себя «членовозами» из-за рубежа. Как говорят автоэксперты, бюрократическая вертикаль продолжает использовать такой хитрый способ, как закупки не напрямую на министерство или ведомство, а на специальный фонд, созданный для этих целей и как бы не имеющий отношения к бюрократам. К тому же всегда есть возможность арендовать столь близкий чиновничьему сердцу «Мерседес» или БМВ, как это делает ныне, например, Госдума. В то же время эти варианты, скорее всего, будут все более проблематичными из-за санкций, а также из опасений впасть в немилость у автора идеи пересаживания в ее нынешнем виде. Впрочем, раньше чиновникам, отказавшимся пересаживаться на отечественные авто, ничего за это не грозило, контроля никакого не было. А душа и тело требовали подобающего статусу комфорта...
Пока что из бюрократической среды не слышно бурных возгласов одобрения инициативы лишить слуг народа привычного им удобного западного и японского транспорта. Видимо, кое-кто из чиновников чешет репу: их личный комфорт в кои-то веки поставлен в зависимость от развития промышленности внутри страны. Однозначным сторонником идеи пока заявил себя спикер Госдумы Вячеслав Володин, которому это по должности положено. Еще в июле Володин предлагал пересадить парламентариев на служебные автомобили российского производства, поскольку «в нынешней ситуации вызовов нам ни в коем случае нельзя кормить наших врагов, которые эти деньги будут использовать на поддержку той же Украины, на поставку им вооружений и техники». «В нашей власти, чтобы как можно быстрее парк Госдумы пополнили «Лады» и «Москвичи», — отмечал он. По словам спикера Госдумы, с подобных решений начинается российское автомобилестроение — если пользоваться иностранными автомобилями и не быть внимательными и требовательными к отечественному производству, то страна «никогда не создаст свой автопром».
«Чтобы появились полностью российские «Москвичи» и «Лады» по доступным ценам, нужно создать спрос и дать стимул к локализации. Правильно, что мы начали с себя. Теперь нужно, чтобы нашему примеру последовали чиновники на всех уровнях», — написал в своем Telegram-канале вице-спикер Госдумы Владислав Даванков.
Что верно, то верно. От политических заявлений пора бы переходить к конкретным делам, а не полумерам. Речь идет о масштабной программе возрождения отечественного автомобилестроения, разрушенного в период реформ. Это должна быть не локализация иностранных брендов, а создание собственной индустрии по примеру восстановления утраченного авиастроения и судостроения. Но парламентариям пока не приходит в голову простая идея: вовсе отказаться от персональных и служебных машин и пересесть на такси, общественный транспорт, велосипеды и самокаты. Это, с одной стороны, открыло бы им глаза на обычную жизнь, а с другой — сулило бы немалые перспективы развития страны. А если бы парламентарии и госслужащие ко всему еще и жили бы по закону, а не по понятиям, пользовались бы «народными» поликлиниками и здравницами, отдыхали бы на родных, а не на зарубежных побережьях и так далее, то наша страна уже давно приобрела бы несколько иной вид. Но пока об этом речь не идет.
Не доросли?