Мусорная реформа в Ставропольском крае стартовала на год раньше, чем по всей стране. Однако в некоторых своих проявлениях вылилась скорее в передел рынка, чем в реализацию поставленной президентом Владимиром Путиным задачи: наладить повсеместно и системно сбор, переработку и утилизацию твердых коммунальных отходов, превратить их в ценное сырье и на этой основе раз и навсегда очистить страну от свалок.
Территориальной схемой обращения с отходами предусматривалось всего два региональных оператора по обращению с ТКО: в северо-западной и юго-восточной частях края. С сопоставимыми по размеру доходами за сбор мусора у населения и предприятий примерно по 3 млрд рублей в год.
В 2017 году в мусорную реформу вошел северо-запад края. Уже тогда бросились в глаза странности при проведении аукциона. Его условия были явно подстроены правительством края под одного претендента — ООО «Эко-Сити». Например, для обеспечения заявки и контракта надо было внести почти 100 млн рублей. Которых, понятное дело, ни у кого не оказалось. «Эко-Сити», легко получившее банковскую гарантию, и стало победителем.
Тревожный звоночек
Это был тревожный сигнал в том числе и для руководства Группы компаний «Арго». Из девяти построенных на Ставрополье межмуниципальных зональных центров по обращению с ТКО пять возвела и запустила именно она. Все — в юго-восточной зоне края. Собственник вложил в них свыше 1,5 млрд рублей, оснастил современным оборудованием, сформировал коллективы, где сейчас свыше 300 работающих. Закупил больше 20 тысяч контейнеров и 65 единиц спецтехники.
Руководство «Арго» до 2017 года работало в тесном тандеме с краевыми и муниципальными властями, при их благословлении и поддержке. Еще в 2009-м заключило с правительством края (при губернаторе Валерии Гаевском) инвестиционное соглашение. Предприятия «Арго» были занесены в территориальную схему обращения с отходами как объекты, включающие в себя современные полигоны с противофильтрационными экранами, мусоросортировочные станции, точки переработки вторичных ресурсов. Реально «Арго» показала новое качество работы с отходами. Мусор повсеместно стал сортироваться, перерабатываться, захораниваться по всем санитарным правилам. Более того, превратился в ценное сырье.
Да и плата населения за вывоз мусора у «Арго» по нынешним меркам была более чем щадящей — 85 рублей с человека в месяц (кстати, чуть ли не вдвое ниже, чем сейчас; рост необъясним, ведь все объекты обработки и размещения уже построены, расстояние перевозки не увеличилось).
В 2018 году правительством края объявляется конкурс на единого регионального оператора на юго-востоке. В отличие от «Эко-Сити», у «Арго» просто не было конкурентов. У нее, как уже сказано, целых пять крупных собственных объектов, а у ближайшего конкурента ООО «ЖКХ» — всего два: мусоросжигательный завод в Пятигорске и мусорный полигон (свалка) в Георгиевском районе. И тот и другой арендуются. Завод — у администрации Пятигорска. Ни спецтехники, ни контейнеров в достаточном количестве не было...
Как говорится, следите за руками
Но, как известно, человек полагает, а Бог — располагает. И этим «богом» в нашем случае возомнило себя правительство края. Первые лица которого наверняка понимали, какую политику в сфере обращения с отходами будет проводить в ближайшие годы федеральное правительство, какие деньжищи — как от населения, так и бюджетные — окажутся на кону и какую выгоду из всего этого можно будет извлечь. Надо лишь подстроить под себя правила.
Правительство явно в русле этой логики ни с того ни с сего в конце 2017 года утверждает новую территориальную схему по обращению с отходами. Странно, если знать, что прежней схеме едва исполнился год. Юго-восток края, бывший, в соответствии с ней, единой зоной, теперь разделяют аж на три. Самая крупная и самая выгодная — зона № 2 — Кавминводы. Из нее без всякого разумного объяснения исключаются два действующих межмуниципальных зональных центра «Арго» с современными полигонами и мусоросортировочными станциями. Зато добавляется новый, ранее входивший в северо-западную зону объект — Кочубеевский полигон, и он вдруг оказался в аренде у ООО «ЖКХ». В результате у него уже три объекта, а не два. А у «Арго» в зоне № 2 остался всего... один!
Элегантно «кинули»? Не то слово. Как говорится, следите за руками. Но и это еще не все. Конкурсная документация по зоне № 2 была разработана правительством с явными преференциями для того, у кого мусоросжигательный завод. По критериям мощности за наличие объектов обезвреживания (а именно им является завод) причиталось 0,2 балла, а за наличие объектов размещения (мусоросортировочные станции и полигоны) — 0,05 балла. Таким образом, «конкурс» был явно подстроен правительством под ООО «ЖКХ». Оно, как нетрудно догадаться, и стало победителем, признано единым региональным оператором.
В зоне № 4, это Буденновск и прилегающие районы, признано региональным оператором ООО «Комбинат благоустройства». Хотя здесь по тому же инвестиционному соглашению от 2009 года «Арго» уже достраивает технопарк на площади 26 гектаров, на нем мусоросортировочная станция, объекты переработки и вся необходимая инфраструктура. Победитель же не имеет каких-либо сортирующих или перерабатывающих мощностей, у него всего лишь старая, переполненная и противоречащая всем санитарно-эпидемиологическим нормам свалка на площади 6 гектаров.
Таким образом, Группа компаний «Арго», работавшая на край целое десятилетие, вложившая 1,5 млрд собственных средств, занявшая прочное место на рынке, выплачивающая в бюджет многомиллионные налоги, реально опередившая на десятилетие решение задач, поставленных мусорной реформой, в ходе этой самой «реформы по-ставропольски» оказалась выброшена правительством края на обочину.
Рокировка, подтверждающая жульничество
Самое забавное, если не возмутительное, стало происходить дальше. Руководство «Арго», сраженное такой бесцеремонностью властей, фактическим отказом их от прописанных в инвестиционном соглашении обязательств, явным нарушением закона о конкуренции, да и просто непорядочностью по отношению к себе как к инвестору, если даже не мошенничеством, бросилось спасать свой бизнес. Буквально забросало все инстанции жалобами.
В правительстве вроде как услышали. Обещали подумать, как исправить ситуацию. Особенно был щедр на обещания замгубернатора Роман Петрашов. Но реально не сделал ничего. Единственное, что изменилось, — это то, что в конце 2018 года правительство края вновь пересмотрело территориальную схему обращения с отходами. И... снова включило в нее волюнтаристски вычеркнутые объекты «Арго». То есть на период проведения конкурса исключили, закрыв тем самым основному инвестору путь к нему. А когда мусорный пирог поделили в своих интересах — включили снова. И оставили «Арго» всего лишь оператором. Не единым региональным — а рядовым, одним из многих. Фактически «Арго» теперь на субподряде у «ЖКХ».
Дальше политика правительства края по выдавливанию инвестора из мусорного бизнеса продолжилась. Изменились лишь методы. Самый главный — заместить мощности «Арго» «своими». И таким образом исключить конкурента даже из списка операторов. Рядом с построенными «Арго» объектами запланировали и сейчас уже в большинстве случаев начали строительство таких же, но уже (внимание!) за счет бюджета. Похоже, для «своих» региональных операторов.
Это заложили в новой территориальной схеме от 2019 года. Да-да, схему эту многострадальную снова, уже в четвертый раз, перекроили. На эти ежегодные корректировки затратили, кстати, 10 млн бюджетных рублей.
Именно о несуразностях схемы пишут в прошлом году руководители «Арго» заместителю председателя правительства РФ Алексею Гордееву. Вместо действующего с 2011 года Боргустанского межзонального центра «Арго» (срок эксплуатации — до 2045 года) с мусоросортировочной станцией, с оборудованием мощностью переработки 160 тысяч тонн ТКО в год власти края внесли в схему и сейчас уже начали строительство точно такого же технопарка в поселке Чкаловский. С такой же мощностью переработки ТКО, в 5 километрах от действующего. Причем строить решено за счет бюджетных средств, в рамках господдержки. Да еще и на землях сельхозназначения, на кавказских черноземах. Жители поселка, кстати, возмущены мусорной стройкой, пишут во все инстанции жалобы.
Вместо действующего с 2016 года Минераловодского технопарка «Арго» (срок эксплуатации — до 2041 года) также мощностью 160 тысяч тонн переработки запланировали строительство такого же технопарка и такой же мощности в 8 километрах. И опять же строить предполагается за счет бюджета. И снова возмущение жителей.
Вместо технопарка «Арго» в Буденновском районе площадью 26 гектаров (пять очередей полигона, мусоросортировочная станция мощностью 100 тысяч тонн в год, готовность — 95%) предусмотрено строительство аналогичного объекта в 10 километрах, на месте старой свалки. Опять же за счет бюджета. Свалке полвека, если не больше. Она давно переполнена вдвое и требует немедленного закрытия. К тому же устроена варварски — просто валят мусор на склон. Чтобы хоть как-то обосновать эту абсолютно ненужную стройку, в новой территориальной схеме написали, что площадка является «местом временного хранения ТКО, ее использование в схеме потоков не планируется». В общем, грубо соврали. А когда им на это прямо указали, то оправдались: мол, «Арго» не дала информации.
Забавно: несколько лет строится крупнейший в сфере обращения ТКО объект стоимостью около 200 млн рублей, причем по инвестсоглашению с правительством, а в правительстве не знают его назначения?
В рамках реализации этих сомнительных и по большому счету не нужных краю проектов правительство закупило дорогостоящее оборудование — два комплекта мусоросортировочных станций, потратив на это 112 млн бюджетных рублей. Причем только 7 млн — из краевого бюджета, остальные — из федерального. Один комплект оборудования передан «Комбинату благоустройства», второй — «Эко-Сити». Показано лишний раз, кто в фаворитах.
При этом сейфы от финансовых накоплений в правительстве края не распирает. Ставрополье — в долгах, как в шелках, заимствования свыше 30 млрд рублей при бюджете 120 млрд. Бюджете к тому же еще и дефицитном...
Но самое вызывающее по отношению к общественности и к здравому смыслу решение краевого правительства — реконструировать Пятигорский мусоросжигательный завод. Или «Топливно-энергетический комплекс», как его с недавнего времени высокопарно величают. В реальности — одно лишь название. Во-первых, он принимает всего 9% ТКО Кавминвод. Во-вторых, это предприятие безнадежно устарело, работает без какой-либо модернизации уже 33 года. В километре от него — жилые массивы, в 10 километрах — курортная зона со всемирно известными санаториями. Жжет мусор без предварительной сортировки, включая пластик и другую дрянь. Фильтры устаревшие, меняются нерегулярно. Гадости всякой столько оседает на курорт, что мама не горюй. Предприятие убыточное, живет за счет крупных дотаций из бюджета. По поводу работы завода бесконечно долго протестует общественность Кавминвод, бьют тревогу ученые. Краевые власти давно обещали закрыть. И вдруг под шумок мусорной реформы его деятельность планируется продолжить, причем даже с реконструкцией в 2021 году и удвоением мощности. Сейчас перерабатывает в год 75 тысяч тонн мусора, после реконструкции планируется 157 тысяч тонн. Прописан «ремонт котлов и установка турбин для получения энергии». Ни слова — про ремонт системы очистки газов, замену фильтров и тому подобное. Похоже, этого делаться не будет. И стоимость реконструкции — 218 млн «внебюджетных средств».
Очень сомнительно, что на глубоко убыточное дотационное предприятие найдется инвестор. Скорее всего, все опять будет сделано за счет бюджета. Бенефициар — то же ООО «ЖКХ». Сомнительно также, что на эти смешные для такого объекта деньги можно что-то путное получить на выходе. Стоимость современных мусоросжигательных предприятий исчисляется миллиардами. Основные затраты — как раз на высокотехнологичное оборудование очистки, соблюдение экологических стандартов. А мы хотим все задешево сделать? Чудес, как известно, не бывает, слепим какого-нибудь очередного монстра.
В 2021 году предполагается построить при заводе и мусоросортировочную станцию мощностью 260 тысяч тонн ТКО в год. Подобная, правда, вчетверо меньшей мощности, уже есть в Кисловодске. Размещена с нарушением правил санитарно-защитной зоны, ее работу постоянно сопровождают скандалы, общественность требует закрытия. Вряд ли станция вчетверо мощнее будет менее вредна для курорта.
Письмо Гордееву вернулось в край. С нулевой реакцией. Замечания руководства «Арго» к новой редакции территориальной схемы с указанием на вопиющую нецелесообразность новых бюджетных строек взамен уже действующих объектов оставлены профильным Министерством ЖКХ без внимания.
Нет дыма без огня
А теперь самое главное: ради кого старается краевое правительство, гнобя крупного инвестора? Формально, согласно выписке из Госреестра, Лев Травнев не является собственником или руководителем ООО «ЖКХ». Но реально, как утверждает молва, его контролирует именно он. Бывший восемь лет мэром Пятигорска, затем представителем губернатора края Владимира Владимирова на Кавминводах, затем через два года снова — всего на пять апрельских этого года дней — по губернаторской воле и. о. мэра...
Дружеский тандем разлучили силовики, возбудившие уголовное дело в отношении Травнева и отправившие его под арест. Раскопали, что незаконно выделял земельные участки под торговые объекты в первой и второй охранных зонах курорта.
Но вот удивительный момент. На место арестованного Травнева губернатор назначил врио Дмитрия Ворошилова — заместителя министра дорожного хозяйства края. В свое время он работал заместителем главы у Травнева, а до этого — руководителем ООО «ЖКХ». Случайное совпадение? Или тесное переплетение интересов? Получается, что с арестом Травнева благоволение властей к «ЖКХ» не ослабевает.
Также формально руководителем и собственниками ООО «Комбинат благоустройства» в восточной зоне края являются другие люди. Но реально, опять же по слухам, его контролирует председатель краевой думы Геннадий Ягубов. Братишка его там работает. Достоянием общественности стало даже то, что некоторые платежи личного характера за Ягубова осуществлял именно «Комбинат благоустройства». Хотя дальше выявления этого факта силовики не пошли — фигура крупновата.
Но дело даже не в том, что молва давно уже утвердила в общественном сознании эти слухи как непреложный факт. Дело — в решениях, которые первые лица края принимают в угоду и на благо этих двух предприятий. Решениях, лишний раз подтверждающих, что нет дыма без огня.