О концерте оркестра Мариинского театра в освобожденной от исламских боевиков Пальмире рассказано, кажется, все и всеми. Но вот новый повод и мотив: 16 мая на одном из заключительных концертов Московского пасхального фестиваля Минобороны наградило дирижера Валерия Гергиева и всех участников того памятного выступления вновь учрежденной медалью «За освобождение Пальмиры». Аплодисменты, поздравления. И... шипение в спину маэстро.
Оставим в стороне реакцию таких «друзей России», как глава МИД Великобритании Филип Хаммонд, назвавший концерт в Пальмире «безвкусной попыткой отвлечь внимание от продолжающихся страданий миллионов сирийцев». Хотя, конечно, любопытно при случае спросить, а что именно показалось г-ну министру безвкусным — Чакона Баха, Первая симфония Прокофьева или Кадриль Щедрина? Или, может быть, уровень игры Мариинского оркестра — кстати, стабильно входящего в рейтинги лучших симфонических коллективов планеты.
Интереснее скептики свои, домашние. Известная московская радиостанция по следам события устроила голосование с вопросом: заслуживает ли дирижер Гергиев медали «За освобождение Пальмиры» или нет. И 74% голосовавших были категоричны: не заслуживает.
Конечно, говорят, это же специфическая станция с протестной аудиторией, борцы с режимом. Лишний раз сказать «а Баба-яга против» — медом не корми. И все же... Вот вы сами, уважаемый «протестант», как поступили бы, когда вам в поезде, везущем вас среди прочих участников Мариинского оркестра в Екатеринбург на очередной концерт Пасхального фестиваля, сообщили бы, что есть идея слетать на сутки в Пальмиру и первыми в мире дать концерт в освобожденном городе — памятнике мировой культуры? Причем город этот освобожден при участии России. Неужели не согласились бы, замахали смычками?
Напомню, выбор был совершенно добровольным. И музыканты сделали его сразу. Наверное, хотели показать себя артистами, верными своему коллективу и своему высокому долгу? Да просто патриотами русского искусства — ведь, по сути, поездка прославляла именно его. А не имперские амбиции и не кремлевский режим, как это тщатся показать оппоненты маэстро Гергиева.
Ну, если имперские амбиции в том, чтобы как можно шире звучала великая музыка в блестящем исполнении, то я за такие амбиции. Трудно спорить, что исполнение симфоний Чайковского и Шостаковича мариинцами под управлением Гергиева в августе 2008 года в разрушенном Цхинвале было акцией громадного гуманитарного значения. Как не подлежит сомнению и миссия Краснознаменного ансамбля в Европе, праздновавшей 70-летие победы над фашизмом (хотя кое-где в продвинутой литовской или латвийской глуши пытались запретить исполнение «Катюши» и «Соловьев»). А может, еще извиниться и за тот исторический концерт советской песни на Берлинском радио 7 мая 1945 года, который дали композиторы Блантер и Хренников, поэты Симонов и Долматовский?
Ну, а Гергиев тем временем полетел на тот самый Запад, который с опаской глядит на нас из-за нового железного занавеса. Да не просто на Запад, а прямо под окна к господину британскому министру. В воскресенье там традиционный весенний концерт знаменитого дирижера с Лондонским симфоническим оркестром на Трафальгарской площади. Для 10 тысяч зрителей прозвучат увертюра «1812 год», сюита из «Лебединого озера» и Четвертая симфония Чайковского. В концерте примут участие 42 молодых музыканта из неблагополучных районов восточной части Лондона, а также 23 студента школы музыки и драматического искусства Гилдхолл. Социальная акция проходит в рамках программы передвижных благотворительных концертов ЛСО. Гергиев и тут остается верен гуманитарной задаче искусства.
Интересно, будут ли в Лондоне звучать русские пушки? Ведь в знаменитой увертюре Петра Ильича их залпы предусмотрены в финале. Ох, достанется тогда за «безвкусие» и исполнителям, и самому нашему композитору-классику... Впору нашей радиостанции затевать новое голосование!
P.S. В Министерстве обороны «Труду» пояснили, что медаль «За освобождение Пальмиры» учреждена в день концерта 5 мая, и ее первым обладателем стал Валерий Гергиев. Такая же награда присуждена каждому участнику выступления.