После этого "крестные отцы" решили, что пора кончать распри, и создали так называемую "Комиссию", которая должна была стать своего рода арбитражем.
Несколько десятилетий "Комиссия" железной рукой удерживала гангстеров от полномасштабной войны за передел сфер влияния.
И вот теперь она фактически больше не существует, те, кто в нее формально входят, не пользуются среди сообщников тем безоговорочным авторитетом, как прежние вожаки "семейств", оказавшиеся все до одного в тюрьме или на том свете. Последний из них, 60-летний дон Джозеф Массино, ждет приговора в федеральном окружном суде Бруклина. В его деле фигурируют семь заказных убийств, и если его причастность будет доказана, "последнего дона", как его называют, ждет либо пожизненное заключение, либо смертная казнь.
Прокуратура считает, что у нее более чем достаточно неопровержимых доказательств, ибо информация исходит от "крота", который, говорят, находится в близком родстве с Массино, все о нем знает и проходит под псевдонимом "Донни Браско".
Охота за пятью "крестными отцами" началась в полную силу в середине 80-х годов, и к 1987 году четверо были уже посажены. Дольше всех не удавалось достать босса клана Дженовезе по кличке "Чин" - Винсента Джиганте. Он изобрел уникальный метод маскировки: изображал сумасшедшего. Ходил по улицам в шлепанцах, лохматый, беспрестанно что-то бормотал и приплясывал. И так почти 30 лет. Но все это время твердо управлял своим кланом, беспощадно устраняя непослушных. Его боялся даже дон Джон Готти, глава семейства Гамбино, быстрый на расправу. Правда, сам Готти умер своей смертью в тюрьме.
В камеру последовали и его преемники - сначала сын, потом брат, и клан оказался обезглавлен, как и остальные четыре. Впервые за всю историю борьбы с организованной преступностью все пять "донов в законе" одновременно находятся в заключении - либо пожизненно, либо на очень долгие сроки.
Дала трещину традиционная "омерта" - обет молчания, даже высокопоставленные мафиози начинают, попавшись, "стучать" на сообщников. Джозеф Де Феде, бывший временный глава клана Лючезе, был одним из главных свидетелей обвинения на процессе Питера Готти - брата покойного Джона, сообщив, что видел его восемь раз на заседаниях "Комиссии" в 1994-1998 годах. Более того, спасая себя, Альфонс Персико, полноправный "крестный отец" клана Коломбо, вступил в сделку с прокуратурой и дал показания.
Разумеется, все это не значит, что коза ностра завтра исчезнет без следа. Она продолжает действовать, но, ослабленная, уступает "исконные территории" другим этническим группировкам. И тем не менее нужно отдать должное американским правоохранителям - они в значительной степени обескровили самый сильный, сплоченный, опытный и разветвленный отряд организованной преступности.