После возвращения членов 11-й экспедиции на родную планету осенью прошлого года отснятые материалы были переданы в Лабораторию дистанционного зондирования Земли из космоса Института географии РАН. И вот уже четвертый месяц здесь внимательно изучают эту фотолетопись - кадр за кадром, изо дня в день. Снимок DSCO163 попал в поле зрения, когда число просмотренных сотрудниками фотографий перевалило уже за девять тысяч.
Лев Васильевич Десинов, руководитель лаборатории, - один из авторитетных специалистов по пульсирующим ледникам, которые отличаются особо коварным нравом. Исследователей такого класса в этой узкой области гляциологии в нашей стране не более десятка. А начинал он свою трудовую деятельность не гляциологом, а инженером в космическом Центре имени Хруничева.
Занимался ракетами в течение десяти лет, но в середине 70-х по-настоящему "заболел" изучением ледников. Прошел по ним в общей сложности многие сотни километров. Защитил диссертацию - "Динамика оледенения Памира". И вот уже более 30 лет занимается изучением Земли из космоса, в том числе и ледников.
В Институте географии о нем говорят уважительно, когда речь идет об отстаивании принципиальных позиций. Яркий пример: после трагедии в Кармадонском ущелье в 2002-м Десинов не согласился с выводами коллег о причинах обрушения ледника Колка и решительно выступил против мнения не только российских, но и приглашенных в нашу страну зарубежных специалистов. С этого острого момента и началась наша беседа.
- Лев Васильевич, причины катастрофы в Кармадонском ущелье, казалось бы, хорошо известны: по официальной версии, колоссальная глыба обрушилась сверху на ледник Колка, который, в свою очередь, ринулся дальше вниз, уничтожая все на своем пути. Вы не согласны с такой реконструкцией тех событий?
- Категорически не согласен. Неумолимые факты свидетельствуют: обрушение почти 20 миллионов тонн вещества висячих ледников и около 2 миллионов тонн горных пород с Казбекского плато на Колку происходило не одним махом, а на протяжении почти двух месяцев. Сегодня мы располагаем обширным фактическим материалом.
Начну с фотографий, сделанных Ольгой Неподобой, Дмитрием Солодким и другими краснодарскими туристами на леднике Колка перед катастрофой. Эти снимки неопровержимо доказывают: тех ледников, которые якобы упали на Колку, уже не было на склонах близлежащих гор за три недели до катастрофы в Кармадонском ущелье. Эти фотографии мы предъявили научной общественности. И вообще никакая глыба или падающий ледник не в состоянии выбить140 миллионов тонн льда, застывшего в горном ложе. Вроде бы и спорить здесь не о чем. Но дискуссии продолжаются по сей день. Признать ошибочной первоначальную версию, а значит, и неверными все доклады, отправленные в свое время в высокие инстанции, многие специалисты так и не захотели. Да, откровенно говоря, и крупных ведомственных чиновников, видимо, не радует перспектива объяснять, почему страна была введена в заблуждение.
- Если удара по Колке сверху не было, что стало причиной обрушения в ущелье ледника массой в десятки миллионов тонн?
- Сход ледника может быть вызван различными факторами. Каждого из них в отдельности достаточно, чтобы привести к активизации ледника. А на Колке сошлись сразу пять таких факторов - редчайший случай. Назову для экономии газетного места только один из них. Ледник лежал на склоне вулкана, и горные поверхности были разогреты. Происходило интенсивное таяние. В преддверии катастрофы Колка получал за один день такой объем льда, камней, как в обычное время за год. Еще раньше сейсмологи зафиксировали два землетрясения в этом районе Кавказских гор.
Но было и еще кое-что, о чем сегодня я расскажу впервые. Совсем недавно коллеги из МГУ передали нам чрезвычайно важные архивные космические снимки, сделанные с американского спутника "Астер" 20 сентября 2002-го, то есть за восемь с половиной часов до катастрофы. На леднике Колка, в верхней части, где толщина льда составляла метров 150, хорошо видны набухшие ледяные купола, образованные вулканическими газами. Потом эти купола взорвались, и огромное количество газов, скопившихся под ледником, вырвалось наружу. Это бесспорное свидетельство активизации вулкана. Таким образом, ледник сошел не потому, что на него что-то внезапно и разом упало сверху, а вследствие наложения целого комплекса факторов и удара снизу .
- Аргументы весьма убедительные. Как реагировали на эти факты приглашенные в Россию зарубежные ученые?
- Специалисты из Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, Италии были в районе катастрофы, а один из них - в нашей лаборатории. Я познакомил его со всеми материалами. Мне тогда казалось, что приведенные факты были восприняты со всей серьезностью. Но позже из зарубежных публикаций стало ясно, что иностранные ученые все-таки поддерживают "ударную" версию.
- Почему?
- Я нахожу только одно объяснение: среди них не оказалось специалистов, глубоко занимающихся пульсирующими ледниками. А может быть, сказывается инерция мышления, "давят" прецеденты. Ведь несколько десятилетий назад были допущены такие же серьезные ошибки (и тоже до сих пор не признанные) при анализе причин обрушения ледника на вулкане Уаскаран в Андах, в Перу.
В январе 1962-го 3 миллиона кубометров льда и снега устремились с высоты более 6 тысяч метров вниз. Погибли 4 тысячи жителей. Через восемь лет, 31 мая 1970 года, произошел повторный, еще более страшный обвал. Гигантская водоледяная масса летела со склона быстрее одномоторного самолета - со скоростью около 300 километров в час. Город Юнгай был разрушен. Погибли около 20 тысяч человек. Зарубежные гляциологи почему-то считают, что причиной обрушения стало падение на ледник сверху, с километровой высоты, другого ледника...
- А вы полагаете, что и перуанский ледник рухнул не от удара сверху?
- Именно так. Я долго искал доказательства этого. Помог печальный случай. В конце мая 1970 года на Уаскаран совершала восхождение группа чехословацких альпинистов. Среди них был известный фотомастер Вилем Геккель. Они все погибли в той ужасной катастрофе. Но через какое-то время в горах был найден фотоаппарат Вилема Геккеля, который во время восхождения делал снимки. Эти фотографии агентство ЧТК издало в виде альбома. На сегодня осталось немного экземпляров этой книги. Но я альбом все-таки раздобыл. Теперь смотрите. Выше ледника Уаскарана на горных склонах нет того льда, который мог бы упасть и выбить эту мощную массу вниз. Получается все, как и на Колке, один к одному. Возможно, и на Уаскаране толчком к обвалу стала вулканическая деятельность.
- Но так ли уж важно установление истинных причин обрушения ледников?
- Чрезвычайно важно. Если вы опасаетесь удара сверху, а на космических снимках не видно таких нависающих над другими ледниками глыб, то делаете вывод, что повода для волнений нет. А до обрушения, вполне возможно, остаются недели или даже дни. Чтобы увидеть признаки надвигающейся беды (а такие признаки известны), надо проводить наземный мониторинг, отправлять экспедиции, в особых случаях организовывать стационарные посты. Ведь от своевременности прогноза зависит жизнь тысяч, а то и десятков тысяч человек. Пока что в горах Кавказа к созданию эффективной системы мониторинга так и не приступили. По-прежнему не имеющие целевого финансирования Росгидромет и геологическая служба кивают друг на друга...
Между прочим, ледник Уаскаран опять представляет угрозу. Опасение вызывает и другой ледник - Аллалин в Швейцарских Альпах. Он уже продемонстрировал свой крутой характер 30 августа 1965 года. В тот роковой день Аллалин сорвался с уступа и убил 88 человек. Мы периодически фотографируем этот район Швейцарских Альп с борта Международной космической станции. Динамика настораживает: отчетливо видно, как ледник снова созревает, его язык находится невдалеке от края того уступа, с которого он может обрушиться вниз (см. снимок). Аллалин является, как и Колка, и Уаскаран, пульсирующим ледником. В XVII - XVIII веках он периодически наступал, подпруживая стоки и образуя озеро. Прорывы его сопровождались страшными паводками. А сейчас назревает опасность обвала. Не знаю, каким образом ведут наблюдения швейцарские коллеги, но в любом случае нельзя допустить, чтобы Аллалин нанес новый сокрушительный удар. Ведь внизу, в ущелье, находится плотина гидроэлектростанции. Обвал ледника разрушит ее, и огромная волна смоет поселки вместе с жителями и курортниками. Не дай, как говорится, Бог...
Вот почему я предлагаю объединить усилия ученых разных стран по изучению пульсирующих ледников, прежде всего в Альпах, Андах и на Кавказе. Надо наконец в рамках открытой, спокойной и конструктивной дискуссии на основе имеющихся фактов прийти к общему мнению о причинах произошедших катастроф. И дальше всем вместе на основе имеющегося в разных странах опыта и наработок, с использованием космических снимков заняться мониторингом опасных горных районов, чтобы вовремя предупредить жителей о приближающейся катастрофе. На мой взгляд, это сегодня очень актуальная задача.