- Могу сразу сказать - казна много не выиграла, а уж потребители точно проиграли.
Система государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции неэффективна. Воспользуюсь некоторыми цифрами. В 1997 году ставку акциза на водку установили в размере 45 рублей. В 1998-м налог подрос на пять рублей, через год - еще на столько же. В 2000-м он уже составлял 84 рубля, а сейчас равен 88,2 рубля. За какие-то четыре года ставка акцизов на водку практически удвоилась. В царской России при введении акцизной системы действовали куда осмотрительнее и благоразумней. В 1863 году ставку акцизов с ведра водки установили в размере 5 рублей. И только почти через двадцать лет, к 1892 году, она увеличилась вдвое. Сейчас принцип один: больше, больше и больше.
- И так же, насколько я понимаю, "гуляют" и цены. Потому привлекательней становится "левая" водка.
- И не может быть иначе. Минимальные цены для розничной торговли (их устанавливает Минэкономразвития - бывшее Министерство экономики) подскочили с 24 рублей за литр в 1997 году до 62 в прошлом. "Всего-то" в 2,6 раза. Это же естественно, поскольку доля акцизов играет определяющую роль в стоимости поллитровки. Чисто фискальная, экономически не мотивированная политика приносит ожидаемые "плоды".
- Не знаю, как с налогами, но в последнее время наблюдается приутихший было во времена царствования на прилавках дешевого спирта "рояль" рост самогоноварения.
- Совершенно верно. И такой всплеск домашнего производства произошел именно в прошлом году, когда акцизы выросли на 40 процентов, а поллитровка подорожала до 40-50 рублей. Мы проводили проверки в Башкортостане, одном из самых благополучных регионов. И даже там уровень самогоноварения перешагнул планку в 40 процентов. Разумеется, при этом казна теряет доходы. Но самогонка, если иметь в виду объемы производства домашней водки, это не самое страшное баловство...
-... Видимо, опаснее для экономики то, что жесткую конкурентную борьбу с государством ведут нелегальные производители спиртного. Наши корреспонденты сообщают из регионов, что то и дело там накрывают и закрывают подпольные цеха, работающие на "градусы".
- Только в первой половине прошлого года милиция выявила 1585 таких конспиративных предприятий, пресечена деятельность 115 организованных преступных групп. Но и это все-таки не массовое производство, а весьма примитивный, технологически упрощенный процесс розлива водки из нелегального спирта или спиртсодержащих растворов. Подпольные реки спиртного куда глубже. Я тут вам такую картинку нарисую. Год от года в стране растет число предприятий, которым дано право выпускать водку и ликеро-водочные изделия. Если в 1997 году их насчитывалось чуть более 400, то сейчас - 828. В Подмосковье, например, их вообще когда-то не было, а теперь - более ста. Эта промышленная армада способна, если говорить о ее мощности, производить 465,4 миллиона декалитров водки. А, судя по отчетам, выпускает в несколько раз меньше. Коэффициент использования мощностей по производству "злодейки" в прошлом году при самых осторожных подсчетах - менее 30 процентов.
Могу привести и конкретные примеры. Так, по материалам проверок Счетной палаты в последние три года, в ООО "Маркос" (Московская область) в третьем квартале произвели всего 170 литров, водки или 340 бутылок. А могли каждый час "создавать" 6000 бутылок. Улавливаете разницу? В Северной Осетии - Алании зарегистрировано 78 предприятий с общей мощностью 25,6 миллиона декалитров. А использовались они лишь на... 0,4 процента.
Вместе с тем элементарные подсчеты показывают, что при использовании мощностей менее чем на треть завод можно закрывать: он становится безнадежно убыточным. Но эти еле дышащие, хиреющие, если верить отчетам, заводы продолжают работать. Все очень просто: на легальных, имеющих федеральные лицензии предприятиях делают нелегальную водку.
- И каков объем такой продукции - известно?
- 90-100 миллионов декалитров. На этом водочные короли зарабатывают фантастические суммы. Порядка 25 миллиардов рублей в год уходит в их карманы, а не в казну. Подпольная водка по доходности уступает только наркотикам и оружию. Естественно, народ предпочитает пусть "левое", но дешевое. Поллитровка "партизанского" продукта стоит около 20 рублей, а не 60, как в магазине. При этом легальное производство если не загибается, то топчется на месте, потому как продать свою продукцию по таким ценам непросто. При расчетной емкости рынка в 220 миллионов декалитров на легальную водку оставалось в 1999 году уже 120-130 миллионов декалитров. А ведь еще пятнадцать лет назад этот показатель составлял порядка 200 миллионов декалитров. При этом народ, конечно, пить меньше не стал. Наоборот, водки потребляет все больше, а вина - все меньше.
- Но Минфин, предлагая такие высокие налоги, как-то объясняет свою политику?
-Связывает ее с ростом инфляции. Но это все выглядит лукаво. Официальный инфляционный прогноз на 2000 год определен был на уровне 19 процентов. Но акцизы на водку увеличили на 40 процентов. В результате идет хронический недобор налогов по тем статьям, где по логике должно быть половодье. В бюджете только около 2 процентов поступлений от водки и ликеро-водочной продукции. В пять раз меньше, чем было в 1984 году. Вот вам и эффективность экономического государственного регулирования. Это регулирование выгодно не стране, не населению, а криминальному миру, который делает сумасшедшие деньги на спиртном.
- Вы полагаете, что акцизная политика сознательно на это направлена?
-Я бы сформулировал несколько иначе. Невразумительная акцизная политика под разговоры о необходимости увеличения сбора налогов, радении за отечественную казну фактически стимулирует деятельность нелегального производителя, отвечает интересам воротил водочного бизнеса. Создает экономические предпосылки насыщения рынка незаконным или фальсифицированным, но дешевым алкоголем. А деньги на "черном" рынке крутятся немалые. Есть чем подсластить жизнь ответственным работникам, принимающим безответственные с точки зрения общества решения.
Каждый год бюджет по сборам акцизов проваливается. Едва ли не единственная налоговая статья - на водку - была уменьшена в федеральном бюджете прошлого года на 2,6 миллиарда рублей. И все равно провалена. Бюджет - это закон. И что - кто-то бил тревогу? Молчок. Не странно ли?
- Но есть и другая сторона у этой проблемы. Рост производства суррогатного, но дешевого зелья ведет к увеличению смертности в результате отравления пойлом.
-Картина в целом по России просто удручающая. В 1996 году мы потеряли 35,1 тысячи человек. В 1997-м - 27,9. В 1998-м - 21,8. В 1999-м - 24,1. А в прошлом году - 31 тысячу человек. Ежегодные потери, связанные с выбросом на рынок ядовитого алкоголя, превышают наши общие потери в афганской войне. Из чего только не ухитряются "строгать" крепкие напитки! Из мозольной жидкости, из жидкости для очистки стекол, из денатурированных составов, которые не облагаются акцизами, технического спирта... "Левая" бутылка -это как путевка на тот свет.
-Вы рисуете удручающую картину. Но есть ли выход? И какой? Не пора ли вернуться к государственной монополии? До 1992 года государство исправно получало налоги и в стране производили легально под 200 миллионов декалитров водки. Теневой сектор практически отсутствовал. А потом все сразу рухнуло. Вместо антиалкогольной кампании провели алкогольную, и Россию затрясло: нет денег на пенсии, зарплату, пособия...
-Монополия на алкоголь - дело неплохое. Но давайте на вещи смотреть реальными глазами. В 1992 году "джинна выпустили из бутылки". Чтобы загнать его обратно, государству придется либо выкупить у частника все предприятия, либо еще каким-то образом провести национализацию отрасли. В рамках действующего законодательства это весьма и весьма проблематично, а то и вообще невозможно. Нелегалов надо устранять экономически. И акцизы назначать, сообразуясь с доходами граждан, их покупательной способностью, разумеется, интересами налогопослушных предприятий, а не водочных королей и проходимцев. Счетная палата неоднократно обращалась в правительство, Государственную Думу, указывая на то, что резкое, без должного экономического обоснования, увеличение ставок акцизов на водку и ликеро-водочные изделия приведет к неоправданному росту цен, вызовет, застой и даже кризис легального производства. Что и случилось. Но нас почему-то не хотели услышать.
О причинах такой "глухоты" догадаться несложно. В ситуации, складывающейся на алкогольном рынке России, настоятельно необходимо создать специальный федеральный орган по комплексному решению вопросов регулирования оборота спирта и водки. Ведь вопросами квотирования, лицензирования, акцизами... занимаются Минфин, Минсельхозпрод, Минэкономразвития, Министерство по налогам и сборам. И никто за проблему в целом не отвечает. Масса чиновников имеет уникальную возможность принимать конкретные решения, кому выделить специальные марки, лицензию, кого проверять почаще... Разве придумаешь более питательную среду для коррупции? В современных условиях куда более действенны экономические, а не административные рычаги воздействия на участников рынка. Решим проблемы акцизов, цены, установим равновесие спроса и предложения - проще будет решать все остальные проблемы.
Необходимость в срочных переменах назрела. Государство теряет алкогольный рынок. Может, стоит изменить сам порядок взимания акцизов? Выбрать, например, в качестве "подакцизного" продукта этиловый спирт, взяв его производство под полный государственный контроль. Возможны и другие варианты.
С этими предложениями Счетная палата РФ обратилась к президенту. Ситуация, на наш взгляд, требует решительных и срочных перемен. Причем на самом высоком уровне. Ведь от этого во многом зависит судьба россиян, судьба России.