Главная Культура 00:21 22 Января 2021 11423
«Идиоты, немедленно верните все Бабаджаняну»

Исполняется 100 лет со дня рождения замечательного композитора, объединявшего людей и народы

Сергей Бирюков, Людмила Безрукова
Фото: Tzolag Hovsepian, Wikipedia.org

Сегодня — столетие со дня рождения Арно Бабаджаняна. Его песни написаны 40, 60, даже 70 лет назад. А по-прежнему манят самых знаменитых исполнителей. Не говоря о непреходящем успехе давних классических версий Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, Софии Ротару... Замечательный композитор и пианист, он создал мелодии, лучшие из которых так же увлекают сегодняшнюю аудиторию, как были близки их первым слушателям. А всемирная отзывчивость музыкантского сердца Арно Арутюновича, особенно на фоне теперешней массовой культуры, поражает.

Он, родившийся в семье ереванских учителей — плоть от плоти армянской культуры и армянской интеллигентности: папа преподавал в школе математику, мама — русский язык. Впрочем, уже в маминой специальности воплотилась вторая важнейшая основа личности и творчества Бабаджаняна — интернационализм. Когда одаренный 17-летний юноша по настоятельному совету Арама Хачатуряна приехал учиться в Москву, но неожиданно встретил сопротивление своей же республиканской бюрократии (осмелился поступать в Гнесинское училище без формального направления от Армянской ССР), сама Елена Фабиановна Гнесина нацепила орден Трудового Красного Знамени и пошла на прием к случившемуся в союзной столице председателю Совнаркома Армении Араму Пирузяну... Через десять лет — с перерывом на Великую Отечественную войну и эвакуацию — Бабаджанян закончил сразу две консерватории: Московскую по классу рояля великого русского пианиста Константина Игумнова и Ереванскую — как композитор у известного мастера Вардкеса Тальяна.

Их, пятеро друзей-коллег, прозвали «армянской могучей кучкой»: с Александром Арутуюяном и Лазарем Сарьяном Арно подружился еще в ереванском специализированном музыкальном детсаду, Эдвард Мирзоян и Адам Худоян влились в компанию в годы московской учебы. Уже в 1951 году Бабаджанян стал лауреатом Сталинской премии третьей степени за Героическую балладу для фортепиано с оркестром — кстати, эта прекрасная, ярко национальная, притом по-европейски мастерская партитура, своего рода поклон родной армянской песенности и одновременно горячо любимому Рахманинову, и сейчас вполне репертуарна. И впоследствии композитор не оставлял академических жанров, а в фортепианной литературе подарил исполнителям произведения, вошедшие в мировой золотой список второй половины ХХ века: Шесть картин, Поэму, «Размышление», Мелодию и Юмореску, Элегию памяти Хачатуряна.

Но все больше становился востребован как автор песен, киномузыки. Его сын, певец Ара Бабаджанян рассказывает, как в неспокойном по части криминала Ереване 1950-х это спасло отцу кошелек, а может, и саму жизнь. Возвращался домой поздно вечером, на пути встретилась компания грабителей. Отняли деньги, часы... но тут подошел их более продвинутый в культурном отношении главарь, вгляделся в жертву и выругался: идиоты, верните все немедленно... Чему обязан спасением, Бабаджанян понял, только когда бандиты уже отошли и вдруг запели «Песню о Ереване» из фильма «Песня первой любви».

Исполнителями тех первых хитов Бабаджаняна стали сразу два выдающихся певца — армянин Сергей Давидян и азербайджанец Рашид Бейбутов. Тем более эта интернациональная вовлеченность пронизала лейтмотивом всю дальнейшую жизнь композитора, когда он уже окончательно стал москвичом. Его соавторами-поэтами были Гарольд Регистан и Лев Ошанин, Михаил Пляцковский и Арамаис Саакян, Ядвига Урбанович и Николай Добронравов... Его песни наперебой расхватывали певцы Жан Татлян, Владимир Трошин, Эдуард Хиль Валентина Толкунова, Роза Рымбаева, Веслава Дроецка, Карел Готт...

Но самый прочный союз установился с легендарными поэтами-шестидесятниками — Евтушенко, Вознесенским, Дементьевым, Дербеневым, Робертом Рождественским. И, конечно, с несравненным Муслимом Магомаевым, несшим, как и Арно, дух родного Кавказа в сердце. Жена Бабаджаняна, пианистка и органистка Тереза и их соседка по дому азербайджанский композитор Ася Султанова услышали феноменальное пение юноши на концерте в Кремле и привели его к Арно Арутюновичу. Фантастическому по красоте и летучести баритону как родная пришлась проникновенная мелодия «Не спеши» на стихи Евтушенко и один из первых советских твистов «Лучший город земли» на стихи Леонида Дербенева. Говорят, не терпевший рок-н-ролл Хрущев приказал «закрыть» дерзкую песню — но, по иронии судьбы, в том же 1964 году был отправлен в отставку сам, после чего Муслим сказал работникам радио: мы сняли Хрущева, теперь ваша часть работы — давайте песню в эфир.

Вольное дыхание — наверное, самое мощное свойство мелодий Бабаджаняна. Он и в жизни был ярким, искренним, взрывным, даже озорным. Вот еще одна история от Ары. В студенческие годы его отец с другом, режиссером Генрихом Оганесяном, разыграл одного не в меру важничавшего скрипача, игравшего на сверхдорогой исторической скрипке. Когда тот отлучился из комнаты, а потом вернулся, инсценировали драку, выхватили инструмент из футляра и начали лупцевать «драгоценностью» друг друга... По правде говоря, то была простенькая современная скрипка, купленная специально к случаю задешево. Но сообщили об этом приятели скрипачу, только когда тот схватился за сердце от увиденного. Впрочем, Генрих тут же подшутил над самим Бабаджаняном, сказав, что «на самом деле» подмену совершить не успел. Пришел черед хвататься за сердце остряку Арно...

В реальности этот балагур и весельчак проявил громадное мужество, полжизни прожив с сознанием, что будущего может и не наступить: в возрасте 32 лет ему поставили диагноз «саркома», а впоследствии и «лейкемия». Но об этой тайной боли не знал почти никто, кроме Терезы и Ары.

«Верни мне музыку», «Год любви» на стихи Вознесенского. «Чертово колесо» на стихи Евтушенко. «Благодарю тебя», «Зимняя любовь», «Пока я помню, я живу», «Свадьба» на стихи Рождественского. «Ноктюрн», замечательный текст на мелодию которого Роберт Иванович написал по просьбе Кобзона — к первому после смерти Бабаджаняна концерту его памяти в 1984 году. Все это и сегодня абсолютные хиты, которые с радостью поют Валерий Меладзе, Зара, Сосо Павлиашвили, Владимир Кузьмин... Валерий Сюткин даже записал «Воспоминание» на армянском языке. Дмитрий Хворостовский оставил нам потрясающие записи «Не спеши» и «Благодарю тебя» на знаменитом диске «Песни советских композиторов».

Только одного мы не найдем сегодня в списке интерпретаторов бабаджаняновских мелодий: азербайджанских имен. Ни единого представителя школы, давшей преданнейших единомышленников великого армянского композитора! Советский Союз был далек от идеала, но интернационализм — не показной, а тот, что помог выиграть в Великой Отечественной войне, отстроить разрушенный землетрясением Ташкент, дать жизнь прекрасным песням, — был его реальным достижением, а стал ребенком, выплеснутым вместе с грязной водой при разрушении державы. Я просмотрел программы крупнейшего международного фестиваля популярной музыки в Азербайджане «Жара» — кого там только нет, но армян, сколько хватило глаз — ни одного. В Армении, где есть сравнимый по масштабу кинофестиваль «Золотой абрикос» — аналогичная картина: искать здесь представителей братского в недалеком прошлом народа бесполезно.

И если б это было исключением на пространстве бывшего СССР! Чтобы не ходить далеко — вспомним об уровне отношений между Россией и Украиной, на который их опустили политики обеих стран. О том, что великолепные оперные певцы из киевского театра имени Шевченко чуть ли не тайком пробираются на наш Шаляпинский фестиваль, чтобы украсить собой его афишу. А чего стоит внесение в запретные украинские списки Алисы Фрейндлих, Людмилы Чурсиной, Владимира Меньшова, Николая Цискаридзе, Леонида Ярмольника, Ирины Алферовой, Павла Лунгина, Евгения Гришковца, покойного Валентина Гафта и еще полутора сотен деятелей культуры, якобы представляющих «угрозу независимой Украине»?

Но ведь от нас с вами тоже что-то зависит. Помните народный флешмоб четырехлетней давности, когда на площадях Украины звучали русские напевы? А в эти дни так хочется спеть Бабаджаняна, особенно строки Рождественского из той последней мелодии, что звучит сегодня как завет:

«Я к тебе приду на помощь — только позови,/ просто позови, тихо позови./ Пусть с тобой все время будет свет моей любви,/ зов моей любви, боль моей любви!/ Только ты останься прежней — трепетно живи,/ солнечно живи, радостно живи!/ Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи,/ счастливо живи всегда».

Голоса

Лев Лещенко, певец

— Сейчас даже странно обсуждать эту тему, но Арно был армянин, Муслим азербайджанец, в Роберте соединились русская и польская кровь. И никого не смущал вопрос национальности. Была у нас в стране прекрасная плеяда украинских композиторов — Майборода, Шамо, Поклад. Были белорусы — Ханок, Лученок. В Латвии работал Паулс, в Эстонии Арне Ойт. Уж не говорю о русских Пахмутовой, Тухманове, Добрынине (хотя у Давида и Вячеслава есть и армянские корни)... Был найден баланс, люди жили в едином культурном пространстве, радуясь самобытности друг друга, создавая громадные культурные ценности — музыку Щедрина, Хачатуряна, Денисова, Шнитке, Рыбникова...

К счастью, и сегодня есть «Песня года», куда приезжают украинцы, белорусы, узбеки. Но это же в огромной степени личная инициатива Игоря Крутого. Не будь его, не подбери он «Песню года» просто с пола, и этот фестиваль бы погиб. Молодец Эмин Агаларов с его бакинским фестивалем «Жара», но лучшее, что там есть, тот же его виртуальный дуэт с Магомаевым «О море, море» — это наследие советских лет. Яркая массовая песня, отражающая большие общественные события, ушла в прошлое. Само слово «композитор» звучит почти синонимом слова «динозавр». Остались последние могикане — Крутой, Дробыш, Фадеев, прочие — лишь медиалица.

Я по-прежнему пою некоторые вещи Арно Арутюновича — «Голубую тайгу» «Приезжай на Самотлор», «Ребят позабыть не смогу», «Свадьбу»... Исполнял их в ноябре-декабре на благотворительных концертах, в феврале рассчитываю на новые выступления.

Записал Сергей Бирюков

Эдита Пьеха, певица

— Творческое сотрудничество с Арно Арутюновичем было для меня настоящим праздником. Уже при первой встрече возникли полное взаимопонимание и симпатия. Сан Санычу Броневицкому, руководителю ансамбля «Дружба» и «по совместительству» моему мужу, очень понравилась новая песня «Воспоминание», написанная Бабаджаняном в содружестве с поэтом Робертом Рождественским. Мне она тоже пришлась по душе. Немного грустная, но мелодичная, запоминающаяся. Я до сих пор её частенько напеваю: «Может, напрасно ночью и днем/ прошлая осень в сердце моем.../ Там, за окошком на прошлою осень/ очень похож только дождь, только дождь». Разучили мы её довольно быстро и стали исполнять на концертах, где публика часто просила повторить эту вещь на бис. С Бабаджаняном мы по-настоящему подружились, Броневицкий даже немного ревновал. И зря — Арно слыл однолюбом, свою жену Терезу Сократовну обожал. Ей, талантливой пианистке, в молодости прочили большое будущее, но, встретив Арно, она посвятилась жизнь ему. Стала первым слушателем всех его произведений — и эстрадных, и написанных для кино, и симфонической музыки. Мне она очень нравилась: стильная, обаятельная женщина с хорошим чувством юмора.

К сожалению, общались мы не часто. Ведь я ленинградка, а они жили в Москве. Пересекались на музыкальных фестивалях, телевизионных «Голубых огоньках». Время от времени созванивались. Спустя два года после «Воспоминания» Арно предложил мне с «Дружбой» исполнить «Чертово колесо» на слова Евтушенко. Легкая, забавная песня быстро стала «народной». Потом был «Детства последний звонок», написанный вместе с поэтом Михаилом Пляцковским: «Лишь детство не вернуть нам заново./ Как первый вальс, как первый вальс, оно не позабудется»... В 1980-м году её признали «Песней года», и надолго она стала моей «визитной карточкой». Потом её включили в свой репертуар ансамбль «Пламя», Иосиф Кобзон.

Ревновала ли я сама Бабаджаняна к другим исполнителям — Ларисе Мондрус, Софии Ротару, Марии Лукач, Валентине Толкуновой?.. Боже упаси, ревность — это не про меня. Наоборот, только радовалась, что и наши, и зарубежные исполнительницы смогли прикоснуться к творчеству маэстро. Он была талантище! Сколько ещё мог бы создать, если бы не ранняя смерть. Я узнала о ней на гастролях, во время концерта сказала об этом публике. Весь зал встал — и мы вместе пели «Чертово колесо».

Записала Людмила Безрукова, Санкт-Петербург

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6042
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4555
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....