Мировые автопроизводители еще в середине 2008 года называли Россию страной "автомобильного бума": из-за роста доходов и развития кредитных программ россияне активно покупали машины (средняя цена покупки составляла 22 тыс. долларов). Однако разразившийся финансовый кризис заставил граждан отложить покупку машины до лучших времен: многие лишились работы или дохода, а банки практически прекратили выдавать автокредиты. В результате автопроизводителям придется довольствоваться меньшей прибылью, а дилерам терпеть убытки.
То, что продажи автомобилей в этом году рухнут, - уже не новость, вопрос лишь в том, насколько. Партнер консалтинговой компании PWC Стенли Рут считает, что возможны два сценария - оптимистичный и пессимистичный. Первый предполагает сокращение продаж машин в кредит с прошлогодних 31% до 20%, снижение средней стоимости с 22,3 тыс. долларов до 20 тыс. долларов и объема продаж на 25% (до 2,3 млн. штук). При пессимистичном раскладе машин в 2009 году будет продано в два раза меньше, чем в 2008-м, а средняя цена авто составит всего 18 тыс. долларов. В этом случае по количеству проданных авто Россия вернется в 2006 год.
Стенли Рут отмечает, что при любом из сценариев россияне, которые не откажутся от покупки, скорее всего, будут выбирать среди машин отечественного производства или иномарок, произведенных в России.
Однако, несмотря на столь печальные прогнозы, в России ситуация складывается лучше, чем в США или Европе. В этих регионах от покупки авто население отказалос ь уже в 2008 году, и продажи там уже упали на 10-30%. Прогнозы на 2009 год предрекают спад продаж еще на 30%, в результате чего автопроизводство снизится, а сокращение сотрудников в автомобильной отрасли увеличится.