- 60-летие разгрома немецко-фашистских войск под Москвой - поистине колоссальная дата. Вспомним столицу тех дней, охваченную октябрьской паникой, взбудораженную слухами о том, что правительство страны уже оставило Кремль и эвакуировалось... Из 4,5 миллиона жителей в городе осталось 2,5. И совсем рядом немцы, которые уже не только бомбят столицу, но и бьют по ней дальнобойными орудиями из Химок. Но ведь выстояли! Всем миром: народные ополченцы, бойцы на фронте, и стар, и млад за станками... И это - ярчайший пример того, как в самые трудные дни Россия может сплотиться вокруг Москвы, собраться с силами и победить. Разве не поучителен этот пример и сегодня?
Пусть те, кто тогда не отдал Москву и дожил до сегодняшнего дня, с новой силой ощутят нашу благодарность и любовь. Увы, число их катастрофически убывает: из миллиона награжденных медалью "За оборону Москвы" в столице осталось менее 50 тысяч человек и примерно столько же во всей России и странах СНГ. А в память о тех, кто заплатил за победу жизнью, в юбилейные дни откроются новые памятники. Так, на пересечении Малой Калитниковской и улицы Талалихина - летчику-истребителю Виктору Талалихину, протаранившему вражеский самолет, чтобы не дать сбросить бомбы на ночную Москву. На 17-м километре Дмитровского шоссе - танку Т-34 и его создателям. На 42-м километре Волоколамского шоссе - мемориал воинам-сибирякам... За каждым из них - та самая история, без которой не было бы современности. Очень важно, чтобы это поняли внуки наших ветеранов, наследники нашей истории.
- Наверное, это действительно актуально. Как-то познакомилась с сочинениями, написанными ко Дню Победы учащимися с 6 по 10 класс одной из столичных школ. Многие не только не назвали ни одного важнейшего сражения, они не знают, когда война-то началась. Никогда не слышали о Василии Теркине, не вспомнили ни одной фронтовой песни...
- Большой беды в том, что дети не помнят дат, я не вижу. Понимали бы, что то была война между добром и злом, и на чьей стороне мы выступали. Мир осознал это еще в 42-м, когда стал ясен исход битвы под Москвой, и 33 крупнейшие державы вместе с СССР создали антигитлеровскую коалицию. А вот детям сегодня порой внушают, что наша тоталитарная страна несла сплошное зло, и если чем и отличилась в те годы, то лишь неоправданными жертвами. Немало подобных перлов обнаружили профессора Академии военных наук, к которым правительство Москвы обратилось с просьбой об экспертизе учебников истории, написанных в последнее десятилетие. Как свидетельствует одно из социологических обследований ВЦИОМ, авторы этих книг "достучались" до ума и сердец юных: 45 процентов опрошенных старшеклассников стесняются назвать Россию Родиной, предпочитают быть "гражданами мира"...
- Остается посетовать: ну и молодежь пошла?
- Нормальная молодежь. Заглянула я как-то в детскую библиотеку. Спрашиваю у мальчика в читальном зале: "Что читаешь?" Оказывается, про пионера-героя. Я удивилась: "Зачем? Тебе же не вступать в пионеры?" А ему интересно, хочется быть таким же смелым, уметь отстаивать свои убеждения... А ведь в начале 90-х было указание - уничтожить такую литературу.
Поинтересуйтесь в музеях военной славы Москвы и Подмосковья - последние пять лет туда, к счастью, просто хлынул поток ребятишек...Этот интерес подогревают учителя. У многих ребятишек есть бабушки и дедушки, тети и дяди, которые помогают ребенку познать историю страны через историю семьи. В надежде на это многие столичные школы дали в юбилейном году ребятам задание снять видеофильмы о близких людях, принимавших участие в обороне столицы.
- Я знаю, что вы, Людмила Ивановна, часто бываете в Германии, с которой сегодня у московского правительства тесные контакты. Скажите честно: что испытываете, видя, как живут побежденные немцы и наши ветераны-победители?
- Я уверена: сколько бы мы ни сделали для своих стариков, все равно будем перед ними в долгу. Будь моя воля, каждому бы назначила пенсию минимум в 5 тысяч рублей, предоставила бы квартиры, машины, самые дорогие лекарства - живите только подольше... Но приходится считаться с реальностью. А она в Москве не так уж плоха. Минимальная пенсия - 1350 -1700 рублей. Кроме того, все награжденные медалью "За оборону Москвы" имеют в столице 50-процентную скидку по оплате жилья и коммунальных услуг, что не реализуется федеральным законодательством. Ежемесячные надбавки к пенсиям за счет средств городского бюджета получают женщины - инвалиды и участницы войны, а также все инвалиды ВОВ, не выработавшие из-за тяжелого ранения полного трудового стажа, почетные доноры той поры.
У столицы самый большой список бесплатных лекарств для льготников, состоящий из 340 наименований. Но и в нем нет, например, церебрализина из-за того, что слишком дорог. Понимая, как нужен он сейчас инвалидам войны с их больными сосудами, говорим врачам: выписывайте! Раз в году ветеран может комплексно подлечиться в госпитале для фронтовиков. Самый новый из госпиталей - у метро "Бабушкинская". По оснащенности новейшим медицинским оборудованием ему может позавидовать любая клиника. Вполне доступен для ветеранов и санаторный отдых: в этом году было выдано 8 тысяч путевок (в прошлом - 5,5 тысячи), а все остальные получили вдвое выросшую денежную компенсацию - 1400 рублей вместо прежних 700.
- Но и здесь, наверное, не все идет гладко?
- Да, например, меньше, чем требуется, выделяется машин: с начала года ветеранам дали 2246 автомобилей, но еще 3,5 тысячи стоят в очереди, причем 2370 человек из них обратились за машинами впервые. Они ведь очень скромные, наши старики. В этом году мне довелось вручать ключи от "Москвича" народному артисту Михаилу Пуговкину на вечере, посвященном 60-летию его творческой деятельности. На защиту Москвы он ушел в 17 лет с ополчением. Затем сражался в разведроте под Вязьмой, Смоленском, был тяжело ранен под Сталинградом. Откуда его и комиссовали. Но вторую группу инвалидности оформил лишь в 1995 году, хотя мог сделать это значительно раньше и не раз уже получить автомобиль.
- Можете ли вы сказать, что органы социальной защиты в Москве знают, как сегодня складывается жизнь каждого ветерана?
- Нет, к сожалению, хотя очень стремятся к этому. В Москве созданы 113 центров социального обслуживания и 8 филиалов, работники которых должны бывать у каждого из подопечных минимум несколько раз в год, знать его проблемы. В этом году провели обследование условий жизни 36 тысяч ветеранов и 3,4 тысячи вдов погибших военнослужащих, и выяснилось - у всех есть свои проблемы, свои нерешенные вопросы. 3500 человек центры взяли на надомное обслуживание. Еще тысяче выдали холодильники, стиральные машины, телевизоры. Многим оказали материальную помощь, а в канун 60-летия битвы под Москвой все москвичи - участники обороны столицы получат подарки, материальную помощь из городского бюджета и средств префектур.
- Сколько у нас одиноких ветеранов?
- На попечении отделений социального обслуживания на дому 123 тысячи одиноких инвалидов и пенсионеров. Многим из них привозят продукты и лекарства, вызывают врача, убирают квартиру. Если человек нуждается материально, он может заключить договор о пожизненном содержании с унитарным предприятием "Моссоцгарантия". На его создание власти вынуждены были пойти после того, как одинокие люди стали попадаться в сети мошенников - охотников за квартирами, нередко расплачиваясь своей жизнью. Сейчас заключено 2650 договоров, в соответствии с которыми одинокие горожане, завещавшие квартиру городу, получают ежемесячную компенсацию: в прошлом году сумма составляла 950 рублей, в этом - 1140.
- А если одиночество становится невмоготу и не по силам?
- Можно уйти в дом для престарелых, где достаточно мест. Да и материально это уже не тот холодный казенный дом, каким он был раньше. Но мешает наш менталитет, в соответствии с которым такой поступок чаще всего считается зазорным - и для человека, и для его родственников. Хотя причин может быть множество - и материальные проблемы, и потребность в общении... За рубежом люди сориентированы на такую старость, а у нас пока нет. А вот что сразу и безоговорочно принято москвичами, так это социальный дом для участников войн, недавно построенный на Олимпийском проспекте. Это принципиально новый тип учреждения, где ветераны и инвалиды могут провести от месяца до полугода - чтобы восстановить силы после болезни, избавиться от депрессии, адаптироваться к новому состоянию.
- Мы с вами все о земном, материальном. А о чем душа болит у ветеранов?
- О стране, которой не хватает порядка. О молодежи, которую хуже войны косят наркомания, СПИД, преступность... О растлевающих юные души насилии, терроризме, безнравственности, извращениях, наступающих с кино- и телеэкранов...
- В торжественном марше по Красной площади старые солдаты очень неплохо смотрелись в шинелях образца 1941 года...
- Это их наш Комитет общественных связей принарядил. Я приехала в тот день за час до начала марша к Васильевскому спуску, опасаясь, чтобы не заморозили ветеранов, хоть погода и улыбнулась им. Спрашиваю: а где же наши герои? Смотрю - стоят, и не узнаешь. Подтянутые, в форме, глаза лучатся... Прошагали бодрым шагом, ни разу не остановились на отдых. Ну кто скажет, что самому младшему из них 80 лет? Мы 25 карет "скорой помощи" нагнали, не дай Бог что случится. Ни одной не потребовалось! Вот у кого надо учиться жизнестойкости.