Компанеец Андрей
Курцев Андрей
Вахрушева Дарья
На заводе компании «Фольксваген» осуществляется сборка 13 моделей автомобилей марок Volkswagen и Skoda. В прошлом году было произведено 62 000 автомобилей, а за девять месяцев 2009 года — уже более 90 000. На заводе в данный момент работают более 1800 человек. Предполагается, что в следующем году количество сотрудников достигнет 3000 человек.
Пока «Фольксваген Групп Рус» будет собирать в режиме полного цикла две модели — Volkswagen Tiguan и Skoda Octavia. Позже к ним добавят ещё три, в том числе Volkswagen Sedan, специально разработанный для России, который будут выпускать исключительно в Калуге.
Автогигант уже вложил в «калужский проект» в технопарке «Грабцево» 570 млн. евро. С 2010 года завод сможет выпускать 150 000 автомобилей ежегодно.
На данный момент штат предприятия почти полностью укомплектован. В основном это местные
К приезду
Когда премьер все же прибыл, его встретила делегация под предводительством генерального директора «Фольксваген Групп Рус» Дитмара Корцеква. Прокатившись по всей территории завода на электрокаре, а также выслушав рассказ о производстве на немецком языке, Путин пообещал оказывать поддержку… отечественному автопрому. «Мы будем оказывать всемерное содействие традиционным автопроизводителям. Они играют огромную роль в нашей экономике, обеспечивают занятость в десятках городов и в целых регионах и, не сомневаюсь, в состоянии справиться с текущими проблемами, провести модернизацию производства, выпускать конкурентоспособные товары и востребованные машины», — сказал
Другой менталитет
Понятно, что когда в одной области все хорошо, а в другой, мягко говоря, не очень, можно ожидать, что сотрудники «тонущего» «АвтоВАЗа» начнут искать теплые места. «Люди с „АвтоВАЗа“ у нас уже есть, но мы пока не ведем планомерной работы по перетоку кадров из Тольятти в Калугу. Конечно, оттуда к нам едут — едут квалифицированные специалисты, но на сегодняшний день это единичные случаи: те, кто просто частным порядком решил сменить город и работу», — рассказал начальник отдела локализации завода «Фольксваген» в Калуге Владимир Шульц.
Недалеко от завода строятся гостиница и профилакторий для немецких работников. Зарплата у немцев, по словам россиян, в разы выше, чем у местных.
Голос пролетариата
Начальник одного из участков сборочного цеха рассказал «Труду»: «На прошлом месте работы меня могли привлечь почти к чему угодно, даже к уборке мусора, здесь такого нет. Немцы очень педантичны, у них все по инструкции, приходится перестраивать русское сознание во время работы. Я перестроился легко, но некоторые из моих подчиненных без крепкого словца с моей стороны нормально не работают».
Рабочий на участке сварки Алексей, приехавший из Иваново, говорит, что устроился на работу с огромным трудом: «Я прошел четыре собеседования. Конкурс — 10 человек на место. Отсеивали даже более опытных, чем я». По словам Алексея, ему повезло, потому что он молод, но с опытом. Кроме того, он сразу сказал, что хочет построить карьеру на заводе и не собирается в ближайшие лет 15 отсюда никуда уходить. «Наверное, поэтому меня и взяли», — добавил рабочий.
Могут и побить
По словам представителя профсоюза «Автосельхозмаш» (АСМ) на заводе «Фольксваген» Елены Свистуновой, приезжих автовазовцев примут на заводе хорошо. Здесь большинство рабочих — приезжие, некоторые — из Казахстана. Многие живут в Калужской области, заводской автобус ежедневно доставляет их на работу из городка Сердюково и села Бабынино. «Недавно мы договорились, что будет ходить автобус из Козельска. Сейчас рабочие добираются сами — скидываются вчетвером на бензин и едут. Получается 2000 в месяц на человека».
Однако вряд ли рабочие из Калуги действительно будут рады новым коллегам, которых, по сути, воспринимают как конкурентов. «Как мы отнесемся к приезжим с „АвтоВАЗа“? Плохо! Если вместо моего товарища возьмут
Никто не ждет массовой миграции
Тольяттинские рабочие вряд ли массово поедут в Калугу, чтобы поменять «АвтоВАЗ» на «Фольксваген».
«Я точно не уеду с „АвтоВАЗа“. Можно сказать, что я патриот: город этот мне родной и завод родной», — говорит мастер участка в цехе «Лада Калина» Сергей Касимов.
Его не смущает даже сокращение доходов; он уверен, что в декабре на заводе снова введут полную рабочую неделю и, соответственно, зарплата станет прежней.
Сергей вспоминает, что два года назад, когда под Петербургом открылся
Откуда кадры?
Чиновники из Калуги всеми силами готовятся к предстоящему набору квалифицированных кадров. Для этого администрация Калужской области и Московский государственный технический университет МАМИ в сентябре подписали соглашение об организации подготовки специалистов для автомобильной отрасли региона.
Первым шагом в этом сотрудничестве станет организация целевого обучения. В перспективе планируется открытие в Калуге филиала МГТУ МАМИ.
Но так как это только проект, а учеба займет как минимум пять лет, получается, что ждать притока свежих и квалифицированных кадров придется очень долго.
В Калуге уже открыт Центр подготовки и переподготовки кадров для автомобильной промышленности, в котором уже прошли обучение более 2000 человек.
Работа есть, кто будет её работать?
Понятно, что чиновники из администрации области будут бороться за снижение показателей безработицы.
Докладов в правительстве никто не отменял, а значит, работникам из других областей будет сложнее «пробиться» на завод, хотя понятно, что работодатели предпочли бы человека с опытом, пускай и издалека, нежели местного безработного, который не готов к квалифицированной работе.
Показатели безработицы в Калужской области считаются самыми низкими в Центральном федеральном округе — 1,17%, но жителям региона от этого не легче. 26 тысяч человек обратились в центр с января по сентябрь, ещё 24 тысячи сейчас под угрозой увольнения.
Новую работу нашли 10 из 24 тысяч уволенных, ещё 6,5 тысячи заняты на общественных работах, сообщили в Калужском центре занятости. Благодаря этому навели порядок в трех детских садах, восьми школах, на территориях станций «скорой помощи» и роддома.
Два города
- 14 000 безработных зарегистрированы в Калужской области
- 12 315 официальных безработных в Тольятти
- 6500 человек заняты на общественных работах в Калуге
- 25 000 человек заняты на общественных работах в Тольятти
- 3615 вакансий в Калуге
- 1600 вакансий на постоянные рабочие места в Тольятти
- 20 300 рублей — средняя зарплата рабочего на заводе «Фольксваген»
- 20 000 рублей — средняя зарплата рабочего на «АвтоВАЗе»
Источник: данные центров занятости, данные компаний