Компанеец Андрей
Курцев Андрей
Вахрушева Дарья
На заводе компании «Фольксваген» осуществляется сборка 13 моделей автомобилей марок Volkswagen и Skoda. В прошлом году было произведено 62 000 автомобилей, а за девять месяцев 2009 года — уже более 90 000. На заводе в данный момент работают более 1800 человек. Предполагается, что в следующем году количество сотрудников достигнет 3000 человек.
Пока «Фольксваген Групп Рус» будет собирать в режиме полного цикла две модели — Volkswagen Tiguan и Skoda Octavia. Позже к ним добавят ещё три, в том числе Volkswagen Sedan, специально разработанный для России, который будут выпускать исключительно в Калуге.
Автогигант уже вложил в «калужский проект» в технопарке «Грабцево» 570 млн. евро. С 2010 года завод сможет выпускать 150 000 автомобилей ежегодно.
На данный момент штат предприятия почти полностью укомплектован. В основном это местные
К приезду
Когда премьер все же прибыл, его встретила делегация под предводительством генерального директора «Фольксваген Групп Рус» Дитмара Корцеква. Прокатившись по всей территории завода на электрокаре, а также выслушав рассказ о производстве на немецком языке, Путин пообещал оказывать поддержку… отечественному автопрому. «Мы будем оказывать всемерное содействие традиционным автопроизводителям. Они играют огромную роль в нашей экономике, обеспечивают занятость в десятках городов и в целых регионах и, не сомневаюсь, в состоянии справиться с текущими проблемами, провести модернизацию производства, выпускать конкурентоспособные товары и востребованные машины», — сказал
Понятно, что когда в одной области все хорошо, а в другой, мягко говоря, не очень, можно ожидать, что сотрудники «тонущего» «АвтоВАЗа» начнут искать теплые места. «Люди с „АвтоВАЗа“ у нас уже есть, но мы пока не ведем планомерной работы по перетоку кадров из Тольятти в Калугу. Конечно, оттуда к нам едут — едут квалифицированные специалисты, но на сегодняшний день это единичные случаи: те, кто просто частным порядком решил сменить город и работу», — рассказал начальник отдела локализации завода «Фольксваген» в Калуге Владимир Шульц.
Недалеко от завода строятся гостиница и профилакторий для немецких работников. Зарплата у немцев, по словам россиян, в разы выше, чем у местных.
Начальник одного из участков сборочного цеха рассказал «Труду»: «На прошлом месте работы меня могли привлечь почти к чему угодно, даже к уборке мусора, здесь такого нет. Немцы очень педантичны, у них все по инструкции, приходится перестраивать русское сознание во время работы. Я перестроился легко, но некоторые из моих подчиненных без крепкого словца с моей стороны нормально не работают».
Рабочий на участке сварки Алексей, приехавший из Иваново, говорит, что устроился на работу с огромным трудом: «Я прошел четыре собеседования. Конкурс — 10 человек на место. Отсеивали даже более опытных, чем я». По словам Алексея, ему повезло, потому что он молод, но с опытом. Кроме того, он сразу сказал, что хочет построить карьеру на заводе и не собирается в ближайшие лет 15 отсюда никуда уходить. «Наверное, поэтому меня и взяли», — добавил рабочий.
По словам представителя профсоюза «Автосельхозмаш» (АСМ) на заводе «Фольксваген» Елены Свистуновой, приезжих автовазовцев примут на заводе хорошо. Здесь большинство рабочих — приезжие, некоторые — из Казахстана. Многие живут в Калужской области, заводской автобус ежедневно доставляет их на работу из городка Сердюково и села Бабынино. «Недавно мы договорились, что будет ходить автобус из Козельска. Сейчас рабочие добираются сами — скидываются вчетвером на бензин и едут. Получается 2000 в месяц на человека».
Однако вряд ли рабочие из Калуги действительно будут рады новым коллегам, которых, по сути, воспринимают как конкурентов. «Как мы отнесемся к приезжим с „АвтоВАЗа“? Плохо! Если вместо моего товарища возьмут
Тольяттинские рабочие вряд ли массово поедут в Калугу, чтобы поменять «АвтоВАЗ» на «Фольксваген».
«Я точно не уеду с „АвтоВАЗа“. Можно сказать, что я патриот: город этот мне родной и завод родной», — говорит мастер участка в цехе «Лада Калина» Сергей Касимов.
Его не смущает даже сокращение доходов; он уверен, что в декабре на заводе снова введут полную рабочую неделю и, соответственно, зарплата станет прежней.
Сергей вспоминает, что два года назад, когда под Петербургом открылся
Чиновники из Калуги всеми силами готовятся к предстоящему набору квалифицированных кадров. Для этого администрация Калужской области и Московский государственный технический университет МАМИ в сентябре подписали соглашение об организации подготовки специалистов для автомобильной отрасли региона.
Первым шагом в этом сотрудничестве станет организация целевого обучения. В перспективе планируется открытие в Калуге филиала МГТУ МАМИ.
Но так как это только проект, а учеба займет как минимум пять лет, получается, что ждать притока свежих и квалифицированных кадров придется очень долго.
В Калуге уже открыт Центр подготовки и переподготовки кадров для автомобильной промышленности, в котором уже прошли обучение более 2000 человек.
Понятно, что чиновники из администрации области будут бороться за снижение показателей безработицы.
Докладов в правительстве никто не отменял, а значит, работникам из других областей будет сложнее «пробиться» на завод, хотя понятно, что работодатели предпочли бы человека с опытом, пускай и издалека, нежели местного безработного, который не готов к квалифицированной работе.
Показатели безработицы в Калужской области считаются самыми низкими в Центральном федеральном округе — 1,17%, но жителям региона от этого не легче. 26 тысяч человек обратились в центр с января по сентябрь, ещё 24 тысячи сейчас под угрозой увольнения.
Новую работу нашли 10 из 24 тысяч уволенных, ещё 6,5 тысячи заняты на общественных работах, сообщили в Калужском центре занятости. Благодаря этому навели порядок в трех детских садах, восьми школах, на территориях станций «скорой помощи» и роддома.
Источник: данные центров занятости, данные компаний