Президент России Владимир Путин в среду, 21 сентября провел встречу с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнерами в Великом Новгороде. В ходе совещания глава государства отметил, что Россия с советских времен не производила конкурентоспособных авиадвигателей для гражданских самолетов, но теперь ситуация начала меняться.
«Не было бы счастья, да несчастье помогло. <…> Конечно, лучше покупать, дешевле даже и комфортнее, «Боинги» и «Эйрбасы». Но если сами не будем делать – никогда не появятся», — сказал президент.
Также глава государства похвалил Минтранс за то, что ведомство не выпустило из страны самолеты, находившиеся в лизинге. Однако, по словам Путина, это временный ресурс, с которого все равно придется переходить на отечественные самолеты.
«Сколько на них будем летать еще? Год, два, три? К этому времени нам нужны свои машины. Они у нас есть. Но их нужно тиражировать — «а», и «бэ» — улучшать по качеству», - подчеркнул президент.
После начала спецоперации РФ на Украине Запад ввел запрет на обслуживание лайнеров, находившизся в лизинге у российских авиаперевозчиков. В свою очередь Минтранс РФ запретил возвращать борты компаниям-владельцам. По некоторым оценкам, Россия удержала таким образом около 800 иностранных воздушных судов. Однако для российских авиаперевозчиков остро стоит вопрос обслуживания и ремонта этих машин, и с течением времени он будет только нарастать.
В 2021 году специалисты объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха завершили испытания турбовентиляторного двигателя ПД-14 – первого двигателя для гражданской авиации, созданного после распада СССР. Новый двигатель имеет тягу в 14 тонн и соответствует иностранным аналогам по уровню шума и расходу топлива. Двигатель создавался в рамках проекта МС-21, для замены американских двигателей PW1431G компании Pratt & Whitney. Отказ от американских турбин привела к тому, что сертификация самолета сдвинулась с 2017 на 2021 год, однако благодаря этому лайнер теперь не подвержен санкционному давлению со стороны США.