ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА
Позднее придумали перекидывать между берегами мосты, которые составляли из связанных между собою плотов, пробовали строить "перелазы" на вбитых в дно сваях... Увы, во время ненастья разгулявшаяся река играючи выворачивала бревенчатые опоры, срывала плоты...
Нашим предкам казалось гораздо проще устроить переправу не над рекой, а под нею. Есть много упоминаний о таинственных ходах, якобы проложенных в древности под Москвой-рекой. Мол, под ее дном сделали больше десятка сквозных нор: у Крутицкого подворья, у Симонова и Новоспасского монастырей. Есть сведения, что во времена Ивана Грозного от палат его верного слуги Малюты Скуратова шел потайной ход на другой берег...
Впрочем, все эти гипотетические тоннельные сооружения предназначались для пользования лишь кремлевским и монастырским начальством. Простым москвичам от тех подземных коммуникаций пользы не было.
В середине XVII века царь Алексей Михайлович дал добро на строительство тоннеля, который обеспечил бы горожанам удобное перемещение с одного берега на другой во всякое время. "В нынешнем (в 1657-м. - Авт.) году, ноября во второй день по Государеву Цареву и Великого князя Алексея Михайловича указу смолянин Василий Азанчеев почал подкопное дело делать по высмотру своему за Пречистенскими вороты в Земляном городе, позади Остожского двора, под Москву-реку против Крымского двора от Москвы-реки за 35 сажен, и выкопан был к подкопу вход погребом..."
Однако подкоп стало заливать грунтовыми водами. Настырный Азанчеев попробовал рыть в других местах - тот же результат. В итоге о тоннельном проекте пришлось забыть (что, впрочем, не помешало царю Алексею пожаловать неудачливому строителю Азанчееву титул московского дворянина).
Лишь на излете XVII века Москву-реку все-таки "перепоясали" надежным поясом: в 1692 году был сооружен первый постоянный мост - Большой Каменный. Москвичи сразу же стали величать сию конструкцию восьмым чудом света.
ВЕНЕЦИИ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
Однако самые масштабные водные проекты появились во времена товарища Сталина. Для начала Москву-реку соединили с Волгой, соорудив 128-километровый канал имени Москвы. По нему в реку перекачивается 25 кубометров воды в секунду. Благодаря столь могучей поддержке главная столичная водная магистраль стала в пределах города достаточно глубоководной, чтобы организовать по ней движение крупных судов. Существовали даже замыслы при реконструкции московских мостов сделать их разводными!
Однако этого кремлевским мечтателям показалось мало. В генеральный план реконструкции Москвы, утвержденный ЦК ВКП(б) в 1935 г., были включены проекты глобального гидротехнического переустройства столицы. Большевистские вожди вознамерились превратить белокаменную в некое подобие Венеции.
На картах все это выглядело впечатляюще. Скажем, всей северо-восточной части города предстояло оказаться на острове. Ее надумали взять в кольцо, образованное реками Москвой, Яузой, каналом Москва - Волга и еще одним, так называемым Северным каналом.
Должна была появиться новая рукотворная река, ведущая от Яузы напрямую к Нагатинской излучине Москвы-реки. По этим водным дорогам грузовые и пассажирские суда могли плыть из Химкинского водохранилища кратчайшим путем, минуя центр, до Южного речного порта. Новые судоходные каналы 25-метровой ширины прорезали бы территорию Главного ботанического сада, ТСХА, усадьбы Останкино...
Однако Венеции из Москвы не получилось. Идея создания водного кольца столицы так и осталась лишь на бумаге.
КИТЕЛЬ С ЯКОРЯМИ
Для создания эталонного пейзажа, конечно, необходимо было, чтобы по Москве-реке обязательно плыли изящные речные трамвайчики.
Самые первые городские пассажирские суденышки, прозванные "финляндчиками", стали ходить по реке еще в 1837 г.
В 1898 г. московские газеты напечатали объявления, рекламировавшие новинку: поездки по реке на пароходе, который регулярно отправлялся от пристани, расположенной в центре города, и спускался на 40 верст вниз - до Николо-Угрешского монастыря (район нынешнего города Дзержинский). Затеял данное коммерческое предприятие господин Бромлей, который решил использовать для перевозки пассажиров пароход "Ярославль".
Это чудо техники строилось для рейсов по Волге, однако проектировщики допустили просчет, поставив на достаточно крупном судне слишком хилую машину. Выпускать такой пароход на волжские просторы показалось рискованно, а тут как раз и объявился г-н Бромлей со своей идеей...
Слабосильный пароход тратил на весь путь до Николо-Угреши около 6 часов, назад (против течения) - и того больше. "Ярославль" имел чересчур большую осадку для плавания по Москве-реке и был весьма неуклюж. Участник одного из первых круизов на нем вспоминал в своих записках, что при выполнении крутых поворотов капитан командовал: "Стоп, машина!" - и вызывал на палубу матросов, чтобы они отталкивались от дна шестами.
С годами флотилия увеличилась многократно. В 1933 г. было образовано Управление пригородного сообщения, в чьем ведении находились 5 специально построенных речных трамвайчиков.
Для катания граждан использовали и несколько десятков мотокатеров. Их называли речными такси. Управлявшие ими "таксисты" были одеты в морскую форму: тельняшка, китель, украшенный металлическими пуговицами с якорями, фуражка-мичманка с крабом...
Однако, когда количество речных трамваев в городе возросло и движение на Москве-реке стало слишком оживленным, лихие катера-такси пришлось ликвидировать как класс во избежание столкновений.