Если считать в процентах от общего числа убийств, совершаемых нынче в России, то на долю маньяков приходится ничтожно малая часть - менее одного процента. Но за сухими цифрами статистики - боль и кровь множества жертв. Серийные убийства вызывают панические настроения у людей. Найти и поймать монстра сразу, после первого преступления, увы, практически никогда не удается.
Как же обезвредить маньяка? Свою точку зрения в беседе с нашим корреспондентом высказывает полковник милиции, заместитель начальника кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД РФ, доктор юридических наук Евгений САМОВИЧЕВ.
- По данным Главного управления уголовного розыска МВД РФ, за последние пять лет расследовано 150 серийных убийств, жертвами которых стали 668 человек. Можно ли утверждать, что подобных преступлений с каждым годом в России становится все больше?
- Не думаю, что для роста числа серийных убийств сегодня сложились какие-то особые условия. Они не отличаются кардинально от тех, что были, к примеру, 10 лет назад. Скорее всего дело в том, что таких преступлений стали больше выявлять. Несколько лет назад МВД поставило перед следователями специальную задачу - отслеживать признаки серийности в криминальных событиях. Мы многому научились.
- Тем не менее представители правоохранительных органов сознаются, что зачастую бессильны прервать цепь кровавых убийств, вычислить "потрошителей"...
- Дело в том, что серийные убийства - очень необычные преступления. Раскрывать их мы еще не всегда готовы.
- Что вы имеете в виду?
- Серийное преступление, если угодно, - весьма наукоемкое понятие. Чтобы получить результат как можно раньше, а не после того, когда будет обнаружено 10-15 трупов, необходимо вооружиться специальными технологиями поиска. Мы должны знать те механизмы, которые управляют действиями опасного убийцы. Понимать его психологию, особенности поведения. Как только сыщик поймет "криминальную программу" монстра, ему уже гораздо легче определить, кого и как ловить.
Должен откровенно сказать, что тот уровень и багаж криминологических знаний, который мы сегодня имеем, - крайне недостаточен. И прежде всего потому, что ловят монстра как обычного убийцу. А о том, что есть особые технологии его обезвреживания, нашим следователям почти ничего не известно.
- Можно ли утверждать, что поиск монстров - острая проблема сыщиков всего мира?
- Думаю, что да. Самый большой опыт работы по изучению серийных преступлений накоплен в США. Здесь в 1978 году на базе ФБР был организован специальный отдел. Обобщены сотни дел, создан банк данных, изобретены особые методики поиска. Однако при всем этом и американцам приходится непросто. Как правило, серийный убийца успевает расправиться со многими жертвами. По некоторым из известных дел как раз и сняты известные фильмы "Молчание ягнят", "Семь"...
- Если такое преступление каждый раз особенное, значит, и убийца нестандартен?
- Монстры никак не выделяются из толпы. Могут быть весьма приятными внешне, занимать неплохое положение в обществе. К примеру, 24 года совершал убийства, правда, с большими перерывами заслуженный работник культуры из Кемерова. Хотя среди маньяков немало и тех, кто был ранее судим, в том числе и за убийства.
"Криминальная программа" серийного убийцы относится к во многом еще закрытой для нас сфере понимания поведения людей. Действия преступников объясняются не только социальными условиями, но и рядом иных причин, которые делают этих людей порой неуловимыми. Вот почему независимо от того, как ищут изверга, он успевает пролить немало невинной крови. При этом он может находиться даже рядом со своими преследователями. Но как только заканчивается криминальная программа маньяка, преступник словно "выдыхается", совершает ту или иную оплошность, становится как бы "открытым" для преследователей.
- Просто мистика какая-то...
- Может быть... Словно некая сила защищает монстров.Что это за сила - вопрос лично для меня открытый.
- Говорят, что серийные убийцы - все до одного психически больные?
- Да, практически у всех есть те или иные патологические отклонения. Но при этом преступники отдают отчет в своих действиях, все понимают. Почему вообще маньяк убивает людей? Для него это "жизненно необходимо". Без крови он не может...
- А какими качествами должен обладать следователь, который ловит монстра?
- Таких специалистов надо готовить особо, чтобы они "курировали" сложные, запутанные преступления. Не каждый следователь предрасположен к такой работе, не всем она интересна, а многих просто отвращает. Ловец монстров должен быть своего рода исследователем. Он обязан понять, "вычислить" убийцу, гореть желанием настигнуть изувера, раскрыть - что он из себя представляет? И кроме всего прочего, в каком-то смысле личность сыщика должна быть отчасти как бы созвучна тому, кого он ищет...
- Неужели, чтобы поймать маньяка, надо самому быть отчасти маньяком?
- Преступник и сыщик обязаны как бы "резонировать". Различие в том, что оперативник не совершает преступления. Вот, к примеру, Михасевич - знаменитое "витебское дело" - 37 жертв. Он говорил, что, когда душит женщину, чувствует, как в него вливается какая-то мощная энергия... Таких людей нельзя подводить под общие мерки.
- Есть ли в нашем уголовном розыске такие сыщики, которые, как вы говорите, "резонируют" с маньяками?
- Есть, но их немного. Они живут своей работой, тяжело переживают неудачи... Тут очень важно общаться с пойманными убийцами, чтобы понять, почему и как они совершают преступления. Далеко не всегда следователи идут на такой, прямо скажем, непростой контакт.
Вот пример. Была зафиксирована серия страшных преступлений в Санкт-Петербурге. Кто-то убивал людей, которые занимались скупкой и продажей валюты. Несколько лет ушло на то, чтобы раскрыть эту серию. При задержании погиб наш сотрудник. Один преступник был убит, другой арестован и сейчас пребывает в "Крестах".
Однако, насколько я знаю, занимающиеся этим делом оперативные сотрудники питерской милиции почему-то не удосужились побеседовать с убийцей, спросить, как он выбирал жертву, почему именно таким способом. Почему же мы ведем зачастую слепой бессистемный поиск?..
ХРОНИКА УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА
В начале года было раскрыто дело Черного С.А., который убил 10 девушек в Смоленске. При этом он забирал у своих жертв украшения и детали одежды.
В Республике Татарстан задержан ранее судимый Кузьмин А.В., 1977 года рождения, бомж, который совершил пять убийств женщин в период с 11 декабря 1999 года по 23 февраля этого года в Казани. Садист получал сексуальное удовлетворение, наблюдая агонию жертв.
С ноября 1999 года по март этого года в Томске и Северске зарегистрировано десять убийств женщин. Оказалось, что охотился за ними ранее судимый Мельников Е.А., 1977 года рождения, работавший сантехником банно-прачечного комбината.
В Новосибирске 5 марта этого года задержан местный житель Фокин В.В., 1935 года рождения, пенсионер, который в мешке из-под картофеля вынес из своего дома к мусорным бакам расчлененное женское тело. В ходе расследования установлена причастность Фокина к совершению в период с 1996 года по март прошлого года десяти аналогичных убийств. Преступник выбирал проституток на железнодорожном вокзале и приглашал к себе домой. Дома он убивал несчастных ударом молотка по голове, а потом - расчленял топором.
В нескольких районах Санкт-Петербурга с января 1997 года по 14 января этого года неизвестный преступник, представляясь врачом местной поликлиники, проникал в жилища граждан в возрасте от 50 до 86 лет. С их согласия производил внутривенные инъекции и, воспользовавшись беспомощным состоянием потерпевших, совершал убийства, разбои и грабежи. В ходе проведенной операции в одной из квартир был задержан врач-педиатр пятой подстанции "Скорой помощи" Санкт-Петербурга Петров М.В. 1965 года рождения. Он совершил 15 убийств.
С 1994 по1999 год сотрудники Главного управления уголовного розыска МВД России и его подразделений участвовали в изобличении организованного преступного сообщества некоего Рудовичуса. На счету банды - 17 убийств водителей на автотрассах международного значения. Удалось пресечь действия "новокузнецкой" группировки Барыбина - Шкабары. На ее счету - 28 убийств. Обезврежены серийные убийцы Боровков и Воронцов, которые совершили более 20 убийств в Ярославской области.
До настоящего времени не установлены личности убийц по ряду серийных преступлений. В 1992 году из одного и того же оружия в Санкт-Петербурге, Москве и Твери были убиты 12 водителей и работников таксопарков. С 1989 по 1995 год от рук убийц погибли 20 женщин в Саратовской области. С 1996 по 1998 год в Ростовской области убиты пять водителей на трассе Ростов - Москва. Кто же - их палачи, настоящие монстры?