
«Прямая линия» проводилась в 17-й раз и, казалось бы, все уже в этом жанре было, все много раз обсуждено и сказано. Но желающих пообщаться с главой государства в режиме онлайн меньше не становится — как, впрочем, и накопившихся проблем. В Кремле на этот раз насчитали больше полутора миллионов обращений, и если уделять каждому хотя бы по минуте, то отвечать Владимиру Владимировичу пришлось бы как минимум сто лет.
Правда, накануне известное деловое издание сообщило, что, по его опросам, менее 5% респондентов считают, что такой формат общения приводит к реальным изменениям в стране. Впрочем, ВЦИОМ решительно поправил коллег: по данным официальных социологов, 80% россиян интересуют ответы главы государства на злободневные вопросы. Видимо, все дело в том, среди кого проводить опрос, кому и как подсчитывать голоса.
Что до представителей власти на местах, то для них нынешняя «Прямая линия» началась много раньше. Граждане теперь очень часто записывают обращения к главе государства на камеру и выкладывают их в социальные сети без всяких согласований и предварительных репетиций. А такая самодеятельность чревата для чиновников, как местных, так и федеральных, бурным и крайне неприятным резонансом, непредсказуемыми последствиями. Взбучку в прямом эфире получать никому не хочется. Поэтому на текущей неделе мы наблюдали поразительную активность и сверхоперативную реакцию на тревожные сигналы с мест: за день укладывался асфальт на дороге, погашались многомесячные долги по зарплате и даже вручались ключи от квартир жителям бараков, уставшим ждать давно обещанного переселения. За наиболее продвинутых граждан, освоивших виртуальный способ решения реальных проблем, остается только порадоваться. Как, впрочем, и за Владимира Владимировича: ему меньше пришлось отвлекаться на частные вопросы, на которые обязаны отвечать люди из правительства и других важных ведомств, откликаться региональная или местная власть.
Ну а главные вопросы, которые волнуют всех (за очень малым исключением!) граждан России, касались качества нашей жизни — здравоохранения, образования и ЖКХ, зарплат, пенсий и социальных лифтов, борьбы с бедностью и расслоением, коррупцией и преступностью... Как тут оценивает положение дел президент и что предпринимает правительство, а также власти на местах, чтобы наша жизнь стала лучше? Послушаем, что на это ответил согражданам глава государства.
Сейчас приоритетом для правительства служат национальные проекты. «Наша работа строится вокруг человека, — пояснил президент, — но нацпроекты — это то, посредством чего это делается. Все они направлены на решение проблем, на развитие экономики, на повышение производительности труда — и на этой базе на улучшение уровня жизни». Именно для этого потребовались финансовые ресурсы, и потому правительство пошло на неприятные меры, в том числе повышение НДС. Однако, как считает Владимир Путин, это было оправданно, так как «производство начало расти, инфляция опустилась, доходы начали восстанавливаться».
Президент напомнил, что с 2013 года номинальная заработная плата выросла с 33 до 45 тысяч рублей. Недавно минимальную заработную плату подняли до прожиточного минимума. На очереди повышение денежного довольствия работников МЧС и военнослужащих. Откуда на все это брать деньги? Президент дает такой ответ: «Генеральная задача — повышение производительности труда и развитие экономики». С этим не поспоришь. Но проблема в том, что с развитием нашей многострадальной экономики у правительства Дмитрия Медведева до сих пор ничего не получалось. Российская экономика растет в два-три раза медленнее, чем мировая, и этот разрыв, увы, не сокращается, совсем даже наоборот.
Президент подтвердил, что он в курсе того, как остро стоит вопрос с жизненно важными лекарствами. И даже знает, почему возникают эти болезненные проблемы. «Аукционы проводятся не вовремя. Бывает, что склады завалены лекарствами, а до потребителя они не доходят, так как не налажен обмен информацией». Впрочем, эту парадоксальную ситуацию не смогла прояснить даже министр здравоохранения Вероника Скворцова, несмотря на вопрос президента и настойчивые просьбы корреспондентов в студии.
Вообще к министрам накопилось очень много вопросов. Скажем, не выполнено решение обеспечить многодетные семьи ипотечными кредитами под 6%. Почему? «Это реальная ошибка правительства России, — констатировал Владимир Путин. — Минфин не выделил достаточно для компенсаций банкам по этой программе». Получается, есть за что примерно наказать финансовое ведомство во главе с Антоном Силуановым, но кто это будет делать? Ведь пока из уст президента мы регулярно слышим похвалы в адрес Кабинета министров.
Больная тема — утилизации отходов. Уже понятно, что дальше она будет только обостряться. В разных концах страны проходят акции протеста против мусорных полигонов, против скоропалительных решений. Граждане не в первый раз вопрошают, есть ли вообще в стране стратегия по утилизации отходов? Президент ответил утвердительно: «Есть. На шесть лет программа, строительство 200 комплексов по переработке мусора. Общий объем финансирования — 300 млрд рублей, треть — из бюджета». Последнее уточнение весьма существенное. Если большую часть затрат несет частный бизнес, то за утилизацию ТБО всем гражданам придется раскошелиться еще больше. Как это бывало уже со строительством платных дорог.
Социальное расслоение и, в частности, огромная разница в оплате труда, по словам президента, его тоже волнует. «Меня цепляет, когда смотришь на уровень доходов в отдельных компаниях, — признался Владимир Владимирович. — И вообще мне бы очень хотелось, чтобы рядовой работник получал как начальник». Эх, слова президента — да в руководящие уши! Увы, пока несмотря на все сетования и решения по этому поводу пропасть в зарплатах не сокращается. Скорее, идет обратный процесс.
А вот вопрос, какая экономика лучше — частная или государственная — для президента не стоит. Потому что лучшие темпы развития сегодня показывают Индия и Китай, где экономика смешанная. Как считает Владимир Путин, и в России уже далеко не та либеральная экономика, что была в 90-е годы. Откуда такой вывод? Поэтому «нет такой инфляции, нет таких долгов и зависимости от МВФ».
К счастью для жанра «Прямой линии», не все граждане хотели обратиться к президенту с жалобами на тяжкую жизнь. Бородатый фермер предложил программу развития региональных товарных брендов — и тут же нашел поддержку и понимание со стороны Владимира Владимировича, который привел в пример знаменитое вологодское масло. Хотя мог бы и вспомнить про вятский квас, который однажды стал мемом после такой вот «Прямой линии». Но в принципе с фермерами вопросов нет: как следует из официальных оценок, объем товарной продукции растет, увеличивается и поддержка со стороны государства.
Конечно же, не могли в откровенном разговоре со страной остаться в стороне вопросы, связанные с антироссийскими санкциями. На сей счет президент считает, что их истинный смысл заключается в том, чтобы сдерживать развитие стран-конкурентов. Об этом очень наглядно свидетельствует торговая война, которую США ведут против Китая. А нас санкции вообще мобилизовали, подстегнули развитие машиностроения и сельского хозяйства. Из чего можно сделать вывод, что вопрос улучшения отношений с Западом на повестке дня не стоит.
Остается добавить, что для выполнения национальных проектов денег в нашей казне достаточно. Бюджет профицитный, на счетах Минфина и ЦБ свыше 11 трлн рублей — в национальной и иностранной валюте, золото, гособлигации ведущих стран. Деньги могли бы работать на экономику, удешевлять ипотеку, помогать многодетным семьям и в целом повышать благосостояние граждан. Но мы их копим. Готовимся то ли к ужесточению санкций, то ли к очередному экономическому кризису, чтобы выстоять и все преодолеть.
Остается один вопрос: а жить-то когда будем?
P.S. Неделю назад в Белгороде следователи взяли под стражу гендиректора НПЗ Олега Майорова. Поводом послужило видеообращение к президенту работников нефтезавода, которые почти год не получают зарплату — долг уже превысил 21 млн рублей. А вчера стало известно, что Белгородский областной суд отменил арест. На том основании, что обвиняемый не скрывается и не чинит препятствий следствию. О том, когда работникам погасят долги по зарплате, пока ничего не известно.