Наводка из космоса
ГЛОНАСС, GPS, GALILLEO - эти аббревиатуры сегодня знает каждый школьник. Обычно так называют приборы, которые помогают определить местонахождение какого-то объекта - человека, собаки, автомобиля и так далее. Между тем это не совсем так. ГЛОНАСС, GPS, GALILLEO не приборы, а спутниковые системы, следящие из космоса за тем, что происходит на нашей грешной земле. Они-то и подают сигналы на приемные устройства, которые теперь может купить любой человек, в том числе автомобилист. Но ему надо сначала выбрать именно систему спутников. Как это сделать и почему вдруг наши разработчики техрегламента хотят заставить российских автомобилистов пользоваться именно ГЛОНАСС - глобальной навигационной спутниковой системой? На эти вопросы я попросил ответить моего давнего приятеля, автожурналиста и ведущего "Авторадио" Юрия Гейко.
Впереди телеги
- В мире есть три спутниковые системы электронной навигации,- объясняет Юрий Гейко. - Самая популярная и надежная - американская GPS. Систему GALILLEO пытались создать в Европе, но смогли запустить в космос всего один или два спутника. А для того чтобы определить точно точку, в которой находится автомобиль, нужно минимум три спутника. Если же это надо сделать в горах или в городе с небоскребами, то аж до восьми! Так что можно сказать, что именно американцы подарили человечеству чудо под названием GPS (глобальная система ориентации). Еще в 70-х годах прошлого столетия Минобороны США поставило перед учеными задачу - создать систему мгновенного ориентирования, которая бы действовала в любой точке планеты. И уже в 1978 году эта система заработала. Больше 30 спутников на высоте 20 000 км расставлены так, что каждый кусочек земли просматривают не менее 8 спутников. Сейчас в космосе работает уже третье поколение американских спутников. Первое было рассчитано на 3-4 года. Второе прожило 7-8 лет, а нынешнее будет работать в космо-се 10-15 лет. Одновременно сотни фирм начали выпускать приемники сигналов со спутников. В США сегодня они есть в каждом автомобиле. Да и другие страны не гнушаются изобретением. Так что американцам надо сказать спасибо за бесплатный всепланетный GPS. Но проблема в том, что если Дядя Сэм наж-мет кнопочку и отключит систему, то... заблудятся суда, самолеты, автомобили и грибники. Поэтому-то многие страны и хотят иметь свои, независимые спутниковые системы навигации. В России считается, что такая системы уже есть - ГЛОНАСС. Но ее обеспечивают всего 10-15 спутников. Да и те скоро устареют. Нужны огромные деньги, чтобы дотянуть ее до уровня GPS. Путин как раз поставил задачу форсировать создание системы, но, вспомните, он не указал сроки, когда это должно произойти. Совершенствования требует не только система спутников, но и приборы, принимающие сигналы с них. У нас их, по сути, нет, а те, что имеются, громоздки и несовершенны. Однако чиновники, как это у нас заведено, уже начали рапортовать о том, что чуть не с завтрашнего дня мы можем перейти на ГЛОНАСС. Они поставили лошадь впереди телеги. Возможно, из-за общего желания поддержать отечественных производителей. Поэтому мой совет читателям "Труда-7" такой: не спешите переходить на ГЛОНАСС. GPS удобнее и надежнее. Пока. Будущее покажет.
Гид для блондинок
Приемник GPS, или просто навигатор, выглядит как пачка сигарет, только в два раза тоньше. Они бывают переносные и стационарные. И тот и другой годится для машины. Есть и покрупнее, но те надо монтировать на доске приборов в салоне. Маленький приемник цепляется присосками. Прибор лучше забирать с собой или прятать в бардачок, чтобы не украли. Любителей GPS у нас хватает.
Приемник (точнее, коммуникатор со встроенной спутниковой GPS-навигацией) - это маленький компьютер. Прежде чем им пользоваться, надо закачать в прибор электронную карту города или области, где вы собираетесь ездить. Сделать это можно там, где вы покупаете приемник. Дальше просто: нажать кнопку, на загоревшемся экране (лучше брать навигатор с экраном и голосовым сопровождением) тронуть специальным карандашом точку (в некоторых приборах прокладка маршрута делается курсором, как на компьютере), где вы находитесь, потом место, куда вы хотите ехать. На экране появится карта. А на ней - курсор. Он и укажет дорогу. Но не все могут разглядывать крохотную стрелку. Одних это отвлекает от дороги, другим его просто не видно. Поэтому слушайте команды. Они даются заранее: "Через 100 метров держитесь левее, будет левый поворот". И так - до места прибытия.
Выбери меня
Рынок приемников огромен. Цены колеблются от 1000 рублей до 40 000. Дешевые - обычно без экрана с картами, а только с голосовыми командами. Лучше все-таки покупать с экраном. Такие приборы стоят около 3000-4000 рублей. Но, потратив около 10 000, не пожалеете. Такие коммуникаторы имеют множество других функций. Например, они могут сообщать, где находятся бензозаправки, магазины, кафе и так далее. Очень удобно. А кроме того, электронные карты можно закачать на "симки" и вставлять их по мере надобности. В Москве ездить с картой Москвы, в Питере - соответственно. У нас в стране уже переведены в электронный вид карты более 50 регионов. Так что путешественники могут ездить с навигаторами чуть ли не по всей стране. По европейской части, по крайней мере, без проблем. С картами у нас пока одна беда: на них вы не найдете мест, где дорожники ремонтируют асфальт, и маршрута их объезда. Но тут ничего не поделаешь: вечный ремонт - это наказание сверху.
Читатели спрашивают
Есть ли электронные карты, где обозначены дорожные знаки, посты ГАИ, радары и так далее?
Андрей Быстринов, Ростов-на-Дону
Да, такие карты уже появляются. Но надеяться на их точность, сами понимаете, нельзя. Дорожные знаки у нас часто меняются, часто ставятся и убираются не по необходимости, а по желанию гаишников. Стационарные посты ДПС имеются уже сейчас почти на всех картах. А в некоторые GPS-навигаторы встроены и устройства, которые предупреждают о радарах впереди.
Правда ли, что навигаторы уже в этом году установят на автобусах и в маршрутках Подмосковья? Но зачем тратить лишние деньги? Что это даст пассажирам?
Светлана Пономарева, Ногинск
Это не слухи. В документе "О безопасности колесных транспортных средств", с которого мы начали разговор, говорится, что системы ГЛОНАСС/GPS сначала будут устанавливаться на машинах для перевозки пассажиров и опасных грузов, а потом уже на легковом транспорте. Для чего? Если по уму, то это позволит диспетчерам четче следить за работой маршруток и автобусов, ведь диспетчер будет точно знать, где в данный момент находится тот или иной перевозчик со своей машиной. С пользой для пассажиров сложнее. Предполагается, что на остановках установят экраны, и ожидающие смогут посмотреть, где находится автобус. Есть идея устанавливать экраны и в салонах автобусов, чтобы пассажиры могли посмотреть, где в данный момент они едут. Но все это - дело будущего.
Есть спутниковые противоугонные устройства. Но я слышала, что и они не спасают от угонщиков. Почему?
Екатерина Тетерина, Мытищи
Дело в том, что мастера угонов знакомы с системами спутникового слежения и охраны авто и умеют их отключать. А если бандиты не могут отключить спутниковую систему охраны, то поступают просто: прячут сворованный автомобиль в железную коробку. Например, в "ракушку", гараж. Или загружают его в фуру. К сожалению, чаще всего спутник не улавливает сигнал, который поступает из такого укрытия.