Главная Культура 18:26 21 Апреля 2017 2842
В Исаакии молитесь не дыша

Специалисты обсудили, совместимы ли музей и храм

Сергей Бирюков

Пока на почве кино идет жесткое противостояние светского и церковного подходов, на другом фланге делаются попытки утвердить — по крайней мере словесно — преимущества диалога над конфронтацией. Об этом говорилось на встрече религиозных и музейных деятелей, прошедшей в МИА «Россия сегодня» в Международный день памятников и примечательных мест, отмечаемый на этой неделе.

Правда, большинство присутствовавших было так или иначе связано с церковью — это председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид КАЛИНИН, руководитель дискуссионного клуба Всемирного русского народного собора Владимир ЛЕПЕХИН, глава экспертного центра этой же организации Александр РУДАКОВ. Полное единодушие с ними проявил и директор Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева Арсений МИРОНОВ.

Естественно, первым делом были приведены примеры конструктивного взаимодействия церкви и музеев: Троице-Сергиева лавра, Новодевичий и Соловецкий монастыри, храм Николы в Пыжах как часть комплекса Третьяковской галереи... Рассказывалось об опыте решения конфликтных ситуаций — таких, например, как необоснованные притязания епархии на памятники Херсонесского историко-археологического заповедника или попытки отобрать у НИИ культурного и природного наследия памятник архитектуры — палаты Аверкия Кириллова. Во всех подобных случаях в церкви в конце концов брало верх здравое понимание того, что к объектам некультового назначения, тем более созданным нехристианскими культурами, вроде античного Херсонеса, она не должна иметь отношения.

Выступавшие поднимали и не решенные до сих пор вопросы, в том числе «чудовищную проблему гибели деревянной цивилизации Русского Севера». Поддерживать погибающие памятники зодчества у государственных органов не хватает сил, а церковь не берет на себя их содержание, тем более реставрацию, поскольку в большинстве случаев речь идет о зачахших селах, где нет приходов. Один из путей спасения здесь — развитие волонтерства, причем обязательно под руководством компетентных государственных организаций, того же НИИ им.Лихачева. Ибо нередки случаи, когда непрофессиональные попытки спасти памятник — допустим, очистить его конструкции от птичьего помета — приводили к обрушению и безвозвратной утрате сооружения.

Прозвучали правильные слова о том, что церковь должна быть благодарна музейщикам, которые на протяжении десятилетий государственного богоборчества сохраняли наследие православного искусства, подчас с риском для карьеры, а то и жизни. Как раз сейчас, в течение месяца между Международными днями памятников (18 апреля) и музеев (18 мая), идет награждение церковными знаками отличия таких энтузиастов.

Разумеется, не могла не возникнуть и тема передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви. Здесь ораторы подчеркивали, что речь идет лишь о передаче в пользование, а не в собственность. Напоминалось о громадном значении Исаакия как второго по значению собора РПЦ, соответственно статусу Петербурга как северной столицы. Притом говорилось о необходимости сохранения в полном объеме музейной функции храма. Хотя коррективы неизбежны: так, на время службы подъем туристов на смотровую галерею будет прекращаться. Якобы именно так обстоит дело на подобных мировых объектах, в том числе в Ватикане.

Отец Леонид Калинин признал, что у церкви не хватает собственных специалистов, и она готова сотрудничать со всеми музейщиками, проявившими встречную заинтересованность. Правда, не смог ответить на вопрос, какая доля музейного персонала сохранит в новой ситуации свои рабочие места.

Вообще, как показалось, собравшиеся трактовали конфликт, разгоревшийся в Петербурге вокруг Исаакия, упрощенно. Протесты общественности они объяснили «активностью политических сил, проигравших на недавних выборах». А участие в протестной кампании таких авторитетных деятелей, как, например, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, было и вовсе мотивировано его «давней дружбой» с Николаем Буровым, который до руководства музеем Исаакиевского собора возглавлял городской Комитет по культуре.

Притом ничего не было сказано о судьбе художественных реликвий, которые от попадания в церковный обиход могут быть попросту утрачены, как уже оказались под угрозой уничтожения 600-летние фрески Андрея Рублева в Успенском соборе города Владимира — от нерегулируемого потока посетителей, несоблюдения температурного и влажностного режима.

Кстати, о Рублеве. Выступающие рассказали о разрабатываемой концепции развития Центрального музея древнерусской культуры и искусства, носящего имя великого живописца. По ней, храмы московского Андроникова монастыря, где расположен музей, должны быть возвращены к церковному служению, а его экспонаты украсят их стены (где революция полностью уничтожила первоначальное убранство). Звучит прекрасно, но опять-таки — насколько будут соблюдены условия хранения бесценных икон? Не обернется ли благая с виду инициатива продолжением «революционного» разрушения святынь?

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6071
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4600
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...