Ирина поборется за победу в номинации «Настоящее прошлое. Просвещение»

В условиях дефицита хороших новостей нам особенно приятно сообщить, что серия статей собственного корреспондента «Труда» в Петербурге Ирины Смирновой, опубликованных в нашей газете, вошла в шорт-лист премии имени Антона Дельвига, учрежденной «Литературной газетой». И теперь Ирина поборется за победу в номинации «Настоящее прошлое. Просвещение».

Премия имени первого главного редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига «За верность слову и Отечеству» присуждается авторам за произведения исторической тематики, в том числе публицистические и научные. Мы, коллеги Ирины, горды и рады, что статьи нашего корреспондента о Пушкине, Лермонтове, Некрасове оценены собратьями по цеху так высоко. Произведения на соискание премии принимались в рамках программы по противодействию искажению истории «Настоящее прошлое», которая в этом году реализуется с использованием средств гранта президента России на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Надо ли говорить, что темы, с которыми Ирина Смирнова не раз обращалась к читателям «Труда», не исчерпаны, и мы обязательно продолжим этот экскурс в историю страны и литературы, которая так дорога и знатокам-литературоведам, ценителям творчества наших классиков, и просто тем, кто время от времени обращается к русской поэзии, без которой наша жизнь становится бедней и бесцветней.

А что она, эта связь времен и заветных слов, означает для нашего питерского собкора? Об этом мы спросили саму Ирину Смирнову.

— Статьи эти написаны после смерти Элеоноры Сергеевны Лебедевой, на творчество которой я в них постоянно ссылаюсь. Мы дружили давно, с тех пор как познакомились в музее А.С. Пушкина на Мойке, 12, где она служила методистом и научным сотрудником более 40 лет. Элеонора Лебедева всегда говорила о Пушкине. Сначала я слушала эти блистательные рассказы, потом стала записывать за ней, как многие, кому посчастливилось ее услышать. Потом эти записи стали основой многих интервью и заметок с ее участием.

Конечно, я не была ей достойным собеседником: она великолепный знаток поэзии Александра Сергеевича Пушкина и его эпохи, а я таким знатоком отнюдь не была. Если только слушателем, ценителем, да и то порой рассеянным... Время от времени у меня вскипало: да при чем тут Пушкин, в конце концов? Вокруг столько интересного и значительного, вон что творится, а мы все о нем! Но для Элеоноры Лебедевой главной новостью и главным объяснением и былого, и происходящего всегда был Пушкин. Вот уж кто был истинным просветителем! На смертном одре, после исповеди и причастия, Элеонора Сергеевна позвала молодого священника: «Батюшка, я хочу сказать вам о Пушкине»... Что-то важное, наверное, сказала.

Она умерла 18 декабря 2016 года, а 11декабря ей исполнилось 80 лет. Я не смогла ничего написать об этом, даже некролога. Когда уходит столь близкий сердцу и душе человек, занимающий такое важное место в твоей жизни, то остаешься каким-то обломком, с огромной пустотой внутри, как будто вдохнул, а выдохнуть не можешь...

И вдруг оказалось, что жить без этих бесед и размышлений о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина я уже не могу. Тогда я стала писать эти статьи, опирающиеся на глубоко продуманный подход, стиль и метод Элеоноры Сергеевны. Статьи, которые сегодня уважаемое жюри столь высоко оценило. Премия, носящая имя Антона Дельвига, — выше для меня и быть ничего не может. Спасибо!

P.S. А мы, конечно же, не прощаемся ни с Пушкиным, ни с поэзией. Будем и дальше сверять с ней свои мысли и чувства. Ты с нами, читатель?