«Моей любимой жене — от скорбного мужа» — на старом кладбище Лодзи есть такая надпись на надгробном камне прямо у ограды, разделяющей католические и православные захоронения. Рядом — фамильный мавзолей и два гроба супругов Гойжевских в склепе. Для посещения и ухода за могилами в ограде служители соорудили калитку, существующую по сей день.
С юных лет я был очарован культурной мозаикой Лодзи, где оставили след представители разных народов. В середине XIX века этот уездный городок стремительно вырос в текстильную столицу Восточной Европы. «Польский Манчестер» стал землей обетованной для тысяч иммигрантов. Сначала это были немецкие и еврейские предприниматели, рабочие из Восточной Пруссии. А после поражения очередного восстания в 1864 году прибыли на поселение русские чиновники и военные. Полтора века в Лодзи жили бок о бок католики, иудеи, протестанты и православные. Диалог разных конфессий обеспечил городу консенсус, историческую миссию взаимного уважения и веротерпимости.
После нескольких переделов Речи Посполитой городок Лодзь еще в 1815 году оказался частью территории Королевства Польши, отошедшей Российской империи. С тех пор все делопроизводство велось на двух языках — польском и русском. Иммигранты прибывали сюда в качестве чиновников, судей, адвокатов, полицейских. В местных школах появились хорошо оплачиваемые должности для учителей, преподававших русский язык.
Строительство новой железнодорожной ветки привело к притоку инженеров и технического персонала. Петербург, Киев и волжские города стали крупнейшим рынком сбыта местной текстильной продукции. Русские купцы обосновались в Лодзи и ее окрестностях. Московский промышленник Владимир Столаров построил огромную прядильную и ткацкую фабрику (ныне это здание на улице Жговской используют под офисы разных фирм, оптовые склады и торговые центры).
В результате к концу XIX века в городе насчитывалось больше 6 тысяч русского населения. Их стараниями были созданы театральная труппа, общество художников и литераторов, издавались две газеты. Многие русские, а впоследствии и поляки русского происхождения сыграли значительную роль в развитии и обогащении национальной культуры.
Православная община обосновалась в самом центре города. Религиозная жизнь была сосредоточена в трех православных храмах. Самый крупный из них — церковь Святого Александра Нев-ского — вмещал в своих стенах почти тысячу верующих. Величественное сооружение с куполами в византийском стиле было построено в 1894 году и с тех пор стало одной из визитных карточек города.
«Родина — это земля и могилы. Забывшие своих предков теряют собственную жизнь», — сказал польский поэт, романтик и философ Циприан Норвид. Русский Константин Гойжевский был офицером царской полиции, а в жены себе он взял польку Александру из города Штачува. Такие браки были обычной практикой в Лодзи, поскольку в этом вопросе не было строгих религиозных запретов. Судя по записям в православных церквях, в иные годы регистрировалось до половины смешанных браков...
Александра Гойжевская скончалась в 1900 году, ее муж — пять лет спустя. Над семейной усыпальницей построена часовня из белого глазурованного кирпича и зеленых плит. Они были разного веро-исповедания и, чтобы не разлучаться после смерти, завещали фамильную усыпальницу построить на границе католического и православного захоронений. По обе стороны стены — два входа с надписями на польском и на кириллице: «Могила семьи Гойжевских». Под землей у них есть общая крипта. Две нации, две религии — и одна большая любовь, позволившая не разлучаться даже после смерти...
Ради сохранения воспоминаний о замечательных людях, которые оставили след в истории города, по решению местных властей часовня в 2001 году была восстановлена и отреставрирована. А спустя 15 лет эта архитектурная жемчужина, ставшая популярной среди туристов, была номинирована на плебисците для внесения в список «Семь чудес Лодзи».