- Главная беда Нальчика в том, что наиболее активными участниками вооруженной акции стали не чеченские боевики-террористы, а какая-то часть жителей, "превратившихся" в бандитов-исламистов. Когда вопрос стоял о чеченском терроризме, было принято решение локализовать республику, загнать террористов в горы и там уничтожать их лидеров. Но теперь видно, что уже сама радикал-исламистская идеология расползается по Северному Кавказу.
- В чем, по-вашему, причины такого поворота событий?
- Опыт других стран показывает, что у терроризма нет единого источника. И все же, рассматривая ситуацию на Северном Кавказе, безусловно, следует говорить об экономике как о главной причине нестабильности. По сути, там "развиты" два вида "экономики" - теневой криминальный и процесс освоения федеральных денег, в ходе которого они оседают в карманах наиболее влиятельных лиц. А когда у людей нет внятной жизненной стратегии, нет понимания того, как можно мирно трудиться и зарабатывать, где получать образование, что вообще делать, возникает благодатная почва для распространения радикальных взглядов.
- Какие уроки следует извлечь из этой ситуации?
- Надо действовать самым решительным образом. Верным шагом в этом направлении стала практика назначения губернаторов президентом. Вопрос только в том, кто окажется у руководства республик. Сегодня весь Северный Кавказ нуждается в притоке новых сильных и компетентных политических менеджеров, не связанных с местными кланами.