«Я эту катастрофу предчувствовал. Много раз повторял, что двигатели — дерьмо, что они подведут в конечном итоге. Седьмой начальник на нашей славной фирме за последние пять-шесть лет, и никто внимания не обращает. Вот и дождались». Это крик отчаяния не стороннего наблюдателя, а человека очень даже известного и уважаемого в отечественном авиастроении — Николая Дмитриевича Таликова.
В ОКБ имени Ильюшина он за полвека прошел путь от техника до главного конструктора и заместителя генерального директора. Принимал участие в создании самолета Ил-76 как конструктор, представитель КБ на летных испытаниях. Автор более 60 изобретений, внедренных в самолетостроение, статей и книг по истории авиации и ильюшинского ОКБ.
Горечь от утраты коллег — ведущих летчиков-испытателей фирмы, погибших в процессе совсем не предполагавшегося его создателями полета самолета Ил-112В, заставила Таликова высказать то, о чем думают сегодня многие. Он уже потерял надежду, что ему удастся дожить до тех лучших времен этой машины, о которых не устают докладывать президенту далекие от авиастроения лица.
Вопрос без ответа. Хотя совсем недавно, в июле, курирующий отрасль в правительстве вице-премьер Борисов говорил о проблемах самолета и о том, что их удается решать, но не называл при этом сроков.
Напомним, что самолет впервые поднялся в воздух 3 апреля 2019-го. Программа летных испытаний самолета возобновилась 30 марта после двухлетнего перерыва, вызванного проведением работ по снижению веса воздушного судна и доработкой бортовых систем. Процесс создания самолета явно затянулся. В том числе из-за двигателей предприятия «ОДК-Климов», которые предназначались изначально для вертолетов. Предполагалось, что, прежде чем машину отправят в серийное производство, необходим серьезный период наземных испытаний. Катастрофа Ил-112 в Кубинке показала: он еще явно не закончился.
А значит, надо несколько поумерить пыл чиновников «Ростеха» и людей в погонах, торопящихся доложить о своих успехах наверх. Две подряд тяжелые катастрофы, сначала в Турции с военным Бе-200, а затем с Ил-112В, должны же их хоть как-то остановить. Самое главное сейчас — серьезно разобраться, можно ли было произошедшее предотвратить. Происходит ли это в силу объективных рисков или были те, о которых нынешние руководители знали, но предпочли забыть ради очередной красивой демонстрации для большого начальства.