Мы привыкли к тому, что на нашем телевидении акцент чаще делается на не самых светлых человеческих качествах. Вот и герои ток-шоу предстают перед зрителями далеко не в лучшем свете, а уж про сериалы, где персонажи только и делают, что обманывают, грабят и стреляют друг в друга, и говорить нечего... Создатели же этой программы пошли по другому, прямо противоположному пути. Тут на первый план выходит человек с большой дороги, совершающий добрые поступки. Участники дорожного движения с риском для собственной жизни спасают ребенка из-под колес грузовика, принимают роды в машине, гонятся за опасным преступником вместе с оперативниками... Непридуманные истории смотрятся как свежий детектив. Каждый выпуск «Рыцарей дорог» доказывает, что добро не обязательно должно быть с кулаками, а справедливость никуда не ушла из нашей жизни. Накануне этой телепремьеры мы побеседовали с ведущим передачи.
— Сергей, новая программа — ваш дебют в роли телеведущего. Легко ли вы, весьма занятый артист, решились впрячься в эту работу?
— Согласился сразу же. Так получается, что на нашем телевидении преобладают либо криминал, либо второсортный юмор. А здесь программа о помощи и взаимовыручке, о дремлющем в каждом из нас стремлении протянуть руку ближнему. Так вот, в «Рыцарях дорог» рассказываются очень даже драматичные дорожные истории, участники которых оказывались порой на грани жизни и смерти. И наши герои не проходили и не проезжали мимо, когда кто-то рядом попадал в беду. Они помогли, защитили, а кого-то и спасли от смерти. Все эти происшествия, которые разбираются на экране, могли закончиться гораздо хуже, если бы не смелость и находчивость неравнодушных людей. Подчеркну достоверность этих историй — они не выдумка сценариста, взяты из реальной жизни. Это важно, потому что восприятие придуманного и действительно случившегося у зрителя разное, градус сопереживания совсем другой. В этой передаче он, зритель, имеет возможность убедиться, что человек с большой дороги — не обязательно разбойник. Не хочу впадать в назидательность, но надеюсь, что «Рыцари дорог» дадут уроки благородства и доброты всем, кто в них нуждается.
— Для многих зрителей вы привычно ассоциируетесь с образом вечного мента... А на дороге в традиционном «конфликте интересов» водителя и гаишника вы на чьей стороне?
— Ну, конечно же, это зависит от ситуации. На чьей стороне правда и закон, тот и прав. В моей фильмографии действительно много персонажей-ментов, но в «Рыцарях дорог» я не стою в фуражке и с жезлом. Разбирая те или иные дорожные ситуации, я выступаю от своего собственного имени. Ввожу зрителя в курс дела, рассказываю конкретную историю, а дальше пусть он сам делает выбор.
— Что для вас было самым сложным на этих съемках?
— Тяжело вникать в ситуации, когда по человеческой глупости или невнимательности страдают люди. А такое, увы, случается часто — чаще, чем мы себе представляем. Мы работаем с сюжетами, которые кем-то уже засняты, моя задача — представить эти видео. Но в процессе ты переживаешь все случившееся так, будто ты был в эпицентре событий.
— Скажите, сколько лет вы водите машину сами? Как складываются ваши отношения с автомобилем?
— Езжу за рулем точно больше 20 лет. У меня с автомобилем очень тесный и одушевленный контакт, он мой друг. Стараюсь относиться к нему с пониманием, бережно.
— Не кажется ли вам как водителю, что красивое название «Рыцари дорог» расходится с реальностью, поскольку рыцарства на наших дорогах становится все меньше?
— Нет, не кажется. Мой водительский стаж позволяет верить, что отзывчивость все же преобладает над черствостью и эгоизмом. Знаю, например, случаи настоящей дружбы между дальнобойщиками, таксистами... Но одно дело взаимовыручка среди людей своей касты, а совсем другое — помочь на дороге пешеходу. Или (бывает и такое) животному. Подобные отношения должны стать нормой, а не разовым подвигом. Дорога — лишь часть жизни, мы на трассе такие же, как и в других житейских ситуациях. Если позволяем себе хамство на дороге, то точно так же будем вести себя в магазине, кинотеатре, просто на пешеходной дорожке. Взаимное уважение — вот что спасает мир и не дает ему обрушиться.
— А вам самому приходилось сталкиваться на дороге с проявлениями доброты и рыцарства?
— Да, именно так. Однажды на скользкой дороге мой автомобиль ушел в занос, я врезался в дерево. Так вот, пока ко мне ехали ГИБДД и скорая помощь (как водится, не слишком быстро), многие автомобилисты останавливались, выходили из машин, предлагали помощь. В те минуты я понял, как важно простое человеческое участие. Возможно, благодаря этим самым людям я и остался жив.
— Говорят, вас на улице не раз называли Дукалисом — по имени вашего героя из телесериала. Как вы к этому относитесь?
— Положительно отношусь. Благодаря этой роли в моей жизни случилось много хорошего. И если люди крепко запомнили тот образ, значит, мне удалось вложить в него важный смысл.
— Если честно, я уже подзапутался во всех этих «Ментах», «Фонарях», «Братанах»... А вы сами-то не путаетесь в этих ролях, весьма похожих друг на друга?
— В каждой новой роли я стараюсь найти что-то особенное, чтобы мой следующий «мент» или «братан» отличался от предшественников. Раз уж я освоил это амплуа, а люди меня в этом образе воспринимают, я готов его поддерживать. Мне кажется, что основная проблема телевизионного кино сейчас — это отсутствие хороших сценариев. Берешь очередной в руки, а там сплошные глупости и банальности. Видимо, авторы рассчитывали, что актер своей техникой и мастерством вытянет проект. Но такое случается не всегда. Даже очень большие актеры пасуют перед плохо прописанным образом и пустыми диалогами. Сегодня в нашем кино ключевой фигурой стал не талантливый режиссер, не яркий актер и даже не создатель сценария, а продюсер. К сожалению, представители этой профессии далеко не всегда демонстрируют великолепный вкус и чувство стиля. Нам, актерам, вдвойне обидно, потому что публика, не очень обращающая внимание на имя продюсера, начинает винить в провале актеров, хотя те виноваты в случившемся результате меньше всего. Актеры — такие же люди, как все, им надо кормить свои семьи, поэтому они вынуждены демонстрировать неприхотливость в работе.
— Вы любите путешествовать?
— Это моя страсть, мечтал о путешествиях смолоду. Но тогда у меня такой возможности не было, видел только свой город на Неве и его окрестности. Когда стал достаточно зарабатывать, начал выбираться в ближнее зарубежье — Литва, Латвия, Казахстан, Эстония... Потом добрался и до более дальних стран. А когда открыл для себя Болгарию, не смог удержаться и купил там дом. Теперь это мое летнее пристанище. Выезжаем туда, берем машину — и вперед! Посещали Хорватию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, заезжали в Албанию. Много путешествовали по Испании и Италии. Особенно прекрасна Тоскана — эти бесконечные виноградники, холмы, безумно красивые закаты... В Лиссабоне я стоял, не в силах шелохнуться, завороженный видом Атлантического океана. Известно, что на планете есть две природные среды, таящие в себе наибольшую силу: океан и пустыня. Убедился в этом, когда встречал рассвет в Сахаре и почувствовал каждой клеточкой тела единение с природой, миром, планетой. Все проблемы, которые занимают тебя в повседневности, в этот момент кажутся мелкими, пустыми, не заслуживающими внимания. И становится очевидно: жизнь не только прекрасна, но, увы, очень коротка...