Главная Культура 21:17 20 Августа 2016 13165
Марфино: усадьба-призрак

Три века русской истории могут уйти под коттеджную застройку 

Виктория Пешкова

Это место обозначено на картах и дорожных указателях, и попасть сюда  совсем не трудно, но то, что видишь – лишь жалкая тень былого величия. Марфино – золотая страница в русской истории XVIII столетия – недоступно  большинству любителей отечественной старины.

Еще совсем недавно проникнуть в усадьбу можно было только через дыры в заборе, огораживающем территорию Центрального военного клинического санатория МО РФ «Марфинский»: не место посторонним на режимном объекте, хотя сие оздоровительное учреждение давно уже оказывает услуги лицам, не имеющим отношения к министерству обороны. Справедливость, однако, восторжествовала. Нынче любой желающий, предъявив на КПП паспорт, может получить пропуск к осколку утраченного рая. Правда, местные жители уверяют, что зимой пропускная система не действует и особо настырные любители старины перебираются по льду дворцового пруда, с тем же риском, что и тевтонские рыцари по Чудскому озеру. Зато они знают, ради чего рискуют!

«С чего начну, чем кончу я картину Марфина селенья?
С дворца ль волшебнаго ея, или с террасы-загляденья,
Иль с серебристаго каскада, иль с гротов дивнаго фасада,
Иль с павильонов дорогих, иль с георгинов золотых?»

Увы, для большинства сегодняшних посетителей Марфина это всего лишь «милый домик» (цитируем дословно куколку-невесту лет 20-ти, кои здесь периодически попадаются) без прошлого. Не понять им восторженности юного московского поэта Александра Львова, живописавшего здешние красоты в 1840 году. «Терраса-загляденье» нынче – это выгоревшая, плохо скошенная трава и чахлые цветочные бордюры, а серебристый каскад парадной лестницы, который они обрамляют, усеян крошащимися обломками двухсотлетних ступеней. Дивная двухъярусная беседка-миловида тонет в кустарнике как раз с «видовых» направлений – ни дворца, ни пруда из нее не разглядеть, что напрочь лишает расположившегося в ней Аполлона гордого звания Бельведерский. Парк ухожен, но о садово-парковом искусстве тут напоминают только остатки былой планировки: в регулярной французской части – унылая ровность лужаек вместо прихотливой пышности клумб, в пейзажной английской – буйство диких зарослей уже в 200 метрах от дворца. 

А каких-то сто лет назад известный москвовед Алексей Залеман (Греч), в своем «Венке усадьбам» писал о марфинском чуде: «…кому-то захотелось поиграть в рыцарскую эпоху, создать здесь, около Москвы, обстановку, созвучную романам Вальтера Скотта». После революции усадьбу национализировали, коллекции живописи и бронзы, огромную библиотеку и мебель вывезли и вскоре устроили колонию для беспризорников, которой руководила Анна Малиновская, жена наркома просвещения А.В. Луначарского. А в начале тридцатых Марфино приглянулось военным. До самой войны тут был дом отдыха «Красный летчик», в 1942-м – госпиталь, а с 1944-го – санаторий для тяжелораненых.

После войны дворец латали сколько могли, пока в 50-х не затеяли серьезную реставрацию: все что входило в территорию санатория, было восстановлено в облике 1830-40 годов, когда усадьба была перестроена в неоготическом стиле. Памятник был спасен, хоть и остался недоступен для «широких масс трудящихся».

Когда в 1990 вступил в строй новый санаторный комплекс, использовать дворец в целях здравоохранения военных уже не было никакой необходимости, и вскорости ему нашли более выгодное применение. В 1995 санаторию разрешили лечить «чужих среди своих» (кстати, несколько эпизодов легендарной картины Никиты Михалкова были сняты именно здесь), и руководство быстренько организовало «реставрацию». Снаружи – заурядный терракотовый цвет стен, вместо исторического нежно-розового (как у шереметьевского дворца в Останкино), и уже начавшая обваливаться штукатурка. Внутри дворец приспособили под нужды вип-клиентов. В первом этаже хоть планировку сохранили, разместив в парадных залах конгресс-холлы и переговорные, а второй перекорежен под апартаменты класса люкс. Усадьба, связанная со многими выдающимися историческими личностями (графские фамилии Орловых, Паниных и Салтыковых, историк Н.М.Карамзин, поэт В.Л. Пушкин), превращена в ничем не выдающийся бизнес-отель с обширным перечнем услуг для «корпоративных клиентов» на сайте.

Знаменитые своей чистотой пруды соорудили четыре столетия назад,  перегородив в нескольких местах звонкую речку Учу. Рыбку из них, большую и маленькую, и к барскому столу подать было не стыдно. Сегодня они гибнут буквально на глазах: протоки между ними не чистятся, вода даже в больших прудах стоит, цветет и благоухает отнюдь не речной свежестью. Нерадивость хозяев просто изумительна: во время подрезки деревьев в пруд, замыкающий парадный(!) двор дворца, попало несколько веток, почти перегородивших сток, и он зацвел буквально за две недели, чему в немалой степени споспешествовала недавняя запредельная жара. Теперь и отдыхающие, и любопытствующие туристы, и свадебные кортежи передвигаются по его берегам стремительным галопом, спасаясь от нестерпимой вони.

Впрочем, усадебным постройкам, находящимся на территории санатория, можно сказать, еще повезло. Те, что оказались вне ее пределов, рассыпаются в прах. В санаторскую ограду упирается готический мост, бывший некогда частью главной подъездной аллеи. В первую реставрацию он был восстановлен и не раз служил киношникам романтичной декорацией к «не нашей» жизни: например, в «Стакане воды» по нему шествует сама английская королева Анна в облике Натальи Белохвостиковой. Вторая реставрация уже сооружения не коснулась – оно находится в ведении местных властей. Кирпичи арочных пролетов выпадают, белые колонны разрисованы непристойностями, балюстрады загажены и, увы, не только голубями.

С остальными усадебными постройками все обстоит еще более трагично. В  советские времена они принадлежали местному совхозу. Совхоз упразднили, автопарк, размещавшийся в конном дворе, растащили, люди, жившие в доме управляющего, разъехались в поисках лучшей доли. И все осталось «ничьим». Санаторий готов был выкупить эти строения (для корпоративных нужд они очень бы пригодились), но мытищинские чиновники встали горой – не отдадим народное добро. В итоге «добро» практически превращено в руины. И реставрировать его, похоже, не собирались: вплотную к этим строениям примыкают земли некоего «элитного» коттеджного поселка. Если по соседству возникнет охранная зона с музеем, инфраструктурой, потоком туристов – обитателям поселка беспокойство, а властям хлопоты: дорогу прокладывай, средства на реставрацию выделяй, музей организуй, зарплату сотрудникам плати, да еще потом отчитывайся перед вышестоящими инстанциями за проделанную культурно-просветительскую работу. А так все развалится потихоньку само собой – землицей можно будет еще десяток нуворишей осчастливить. И себя не забыть. А вы тут со своей пылью веков…

«История Марфина полна ярких красок, характерных бытовых страниц, и в редкой подмосковной можно найти такую полноту исторических преданий», – писал исследователь русских усадеб Ю.И. Шамурин. Невероятно, но факт: у санатория есть свой небольшой музей! Честь и хвала энтузиастам, его создавшим, по крупицам собиравшим многовековую историю этого места со времен боярина Петра Алексеевича Голицына, воспитателя Петра I, и до последней владелицы, «красной графини» Софьи Владимировны Паниной, и дальше, включая страницы «военной» биографии усадьбы. Как и прежде, «в Марфине глядят со стен люди яркой души, непокорного ума, мощных страстей… Они все причастны к русской истории XVIII века и у них теперь ищешь ответа на влекущие исторические загадки». Но в том и беда, что искать-то некому: ни одного указателя, ведущего к музеюу, нам обнаружить не удалось, и сайт безмолвствует… 

Только и остается, что повторить за историком, негодовавшем сто лет назад: «Хочется обвинять кого-то, что-то переделать, жаловаться кому-то. Из Марфина можно уйти неудовлетворенным, но спокойным остаться нельзя».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9463
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?