Главная Культура 21:17 20 Августа 2016 13444
Марфино: усадьба-призрак

Три века русской истории могут уйти под коттеджную застройку 

Виктория Пешкова

Это место обозначено на картах и дорожных указателях, и попасть сюда  совсем не трудно, но то, что видишь – лишь жалкая тень былого величия. Марфино – золотая страница в русской истории XVIII столетия – недоступно  большинству любителей отечественной старины.

Еще совсем недавно проникнуть в усадьбу можно было только через дыры в заборе, огораживающем территорию Центрального военного клинического санатория МО РФ «Марфинский»: не место посторонним на режимном объекте, хотя сие оздоровительное учреждение давно уже оказывает услуги лицам, не имеющим отношения к министерству обороны. Справедливость, однако, восторжествовала. Нынче любой желающий, предъявив на КПП паспорт, может получить пропуск к осколку утраченного рая. Правда, местные жители уверяют, что зимой пропускная система не действует и особо настырные любители старины перебираются по льду дворцового пруда, с тем же риском, что и тевтонские рыцари по Чудскому озеру. Зато они знают, ради чего рискуют!

«С чего начну, чем кончу я картину Марфина селенья?
С дворца ль волшебнаго ея, или с террасы-загляденья,
Иль с серебристаго каскада, иль с гротов дивнаго фасада,
Иль с павильонов дорогих, иль с георгинов золотых?»

Увы, для большинства сегодняшних посетителей Марфина это всего лишь «милый домик» (цитируем дословно куколку-невесту лет 20-ти, кои здесь периодически попадаются) без прошлого. Не понять им восторженности юного московского поэта Александра Львова, живописавшего здешние красоты в 1840 году. «Терраса-загляденье» нынче – это выгоревшая, плохо скошенная трава и чахлые цветочные бордюры, а серебристый каскад парадной лестницы, который они обрамляют, усеян крошащимися обломками двухсотлетних ступеней. Дивная двухъярусная беседка-миловида тонет в кустарнике как раз с «видовых» направлений – ни дворца, ни пруда из нее не разглядеть, что напрочь лишает расположившегося в ней Аполлона гордого звания Бельведерский. Парк ухожен, но о садово-парковом искусстве тут напоминают только остатки былой планировки: в регулярной французской части – унылая ровность лужаек вместо прихотливой пышности клумб, в пейзажной английской – буйство диких зарослей уже в 200 метрах от дворца. 

А каких-то сто лет назад известный москвовед Алексей Залеман (Греч), в своем «Венке усадьбам» писал о марфинском чуде: «…кому-то захотелось поиграть в рыцарскую эпоху, создать здесь, около Москвы, обстановку, созвучную романам Вальтера Скотта». После революции усадьбу национализировали, коллекции живописи и бронзы, огромную библиотеку и мебель вывезли и вскоре устроили колонию для беспризорников, которой руководила Анна Малиновская, жена наркома просвещения А.В. Луначарского. А в начале тридцатых Марфино приглянулось военным. До самой войны тут был дом отдыха «Красный летчик», в 1942-м – госпиталь, а с 1944-го – санаторий для тяжелораненых.

После войны дворец латали сколько могли, пока в 50-х не затеяли серьезную реставрацию: все что входило в территорию санатория, было восстановлено в облике 1830-40 годов, когда усадьба была перестроена в неоготическом стиле. Памятник был спасен, хоть и остался недоступен для «широких масс трудящихся».

Когда в 1990 вступил в строй новый санаторный комплекс, использовать дворец в целях здравоохранения военных уже не было никакой необходимости, и вскорости ему нашли более выгодное применение. В 1995 санаторию разрешили лечить «чужих среди своих» (кстати, несколько эпизодов легендарной картины Никиты Михалкова были сняты именно здесь), и руководство быстренько организовало «реставрацию». Снаружи – заурядный терракотовый цвет стен, вместо исторического нежно-розового (как у шереметьевского дворца в Останкино), и уже начавшая обваливаться штукатурка. Внутри дворец приспособили под нужды вип-клиентов. В первом этаже хоть планировку сохранили, разместив в парадных залах конгресс-холлы и переговорные, а второй перекорежен под апартаменты класса люкс. Усадьба, связанная со многими выдающимися историческими личностями (графские фамилии Орловых, Паниных и Салтыковых, историк Н.М.Карамзин, поэт В.Л. Пушкин), превращена в ничем не выдающийся бизнес-отель с обширным перечнем услуг для «корпоративных клиентов» на сайте.

Знаменитые своей чистотой пруды соорудили четыре столетия назад,  перегородив в нескольких местах звонкую речку Учу. Рыбку из них, большую и маленькую, и к барскому столу подать было не стыдно. Сегодня они гибнут буквально на глазах: протоки между ними не чистятся, вода даже в больших прудах стоит, цветет и благоухает отнюдь не речной свежестью. Нерадивость хозяев просто изумительна: во время подрезки деревьев в пруд, замыкающий парадный(!) двор дворца, попало несколько веток, почти перегородивших сток, и он зацвел буквально за две недели, чему в немалой степени споспешествовала недавняя запредельная жара. Теперь и отдыхающие, и любопытствующие туристы, и свадебные кортежи передвигаются по его берегам стремительным галопом, спасаясь от нестерпимой вони.

Впрочем, усадебным постройкам, находящимся на территории санатория, можно сказать, еще повезло. Те, что оказались вне ее пределов, рассыпаются в прах. В санаторскую ограду упирается готический мост, бывший некогда частью главной подъездной аллеи. В первую реставрацию он был восстановлен и не раз служил киношникам романтичной декорацией к «не нашей» жизни: например, в «Стакане воды» по нему шествует сама английская королева Анна в облике Натальи Белохвостиковой. Вторая реставрация уже сооружения не коснулась – оно находится в ведении местных властей. Кирпичи арочных пролетов выпадают, белые колонны разрисованы непристойностями, балюстрады загажены и, увы, не только голубями.

С остальными усадебными постройками все обстоит еще более трагично. В  советские времена они принадлежали местному совхозу. Совхоз упразднили, автопарк, размещавшийся в конном дворе, растащили, люди, жившие в доме управляющего, разъехались в поисках лучшей доли. И все осталось «ничьим». Санаторий готов был выкупить эти строения (для корпоративных нужд они очень бы пригодились), но мытищинские чиновники встали горой – не отдадим народное добро. В итоге «добро» практически превращено в руины. И реставрировать его, похоже, не собирались: вплотную к этим строениям примыкают земли некоего «элитного» коттеджного поселка. Если по соседству возникнет охранная зона с музеем, инфраструктурой, потоком туристов – обитателям поселка беспокойство, а властям хлопоты: дорогу прокладывай, средства на реставрацию выделяй, музей организуй, зарплату сотрудникам плати, да еще потом отчитывайся перед вышестоящими инстанциями за проделанную культурно-просветительскую работу. А так все развалится потихоньку само собой – землицей можно будет еще десяток нуворишей осчастливить. И себя не забыть. А вы тут со своей пылью веков…

«История Марфина полна ярких красок, характерных бытовых страниц, и в редкой подмосковной можно найти такую полноту исторических преданий», – писал исследователь русских усадеб Ю.И. Шамурин. Невероятно, но факт: у санатория есть свой небольшой музей! Честь и хвала энтузиастам, его создавшим, по крупицам собиравшим многовековую историю этого места со времен боярина Петра Алексеевича Голицына, воспитателя Петра I, и до последней владелицы, «красной графини» Софьи Владимировны Паниной, и дальше, включая страницы «военной» биографии усадьбы. Как и прежде, «в Марфине глядят со стен люди яркой души, непокорного ума, мощных страстей… Они все причастны к русской истории XVIII века и у них теперь ищешь ответа на влекущие исторические загадки». Но в том и беда, что искать-то некому: ни одного указателя, ведущего к музеюу, нам обнаружить не удалось, и сайт безмолвствует… 

Только и остается, что повторить за историком, негодовавшем сто лет назад: «Хочется обвинять кого-то, что-то переделать, жаловаться кому-то. Из Марфина можно уйти неудовлетворенным, но спокойным остаться нельзя».

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6049
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4573
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....