- Недавно еще коммунистом был, а теперь со свечкой в церкви стоит!
Так иногда говорят про нынешних высокопоставленных богомольцев. Осуждают, не верят их вере.
А то еще так можно бы сказать:
- Только что христиан преследовал, а сейчас учит, как в Бога верить.
Или так:
- Вчера еще разбойничал, а сегодня в рай попал.
Это уже про апостола Павла и про разбойника, который был распят рядом с Христом.
Все вроде бы верно в суждениях скептиков. Но что-то не сходится. Потому что, с одной стороны, житейская логика, а с другой - вера. Это примерно то же самое, что изучение души посредством социологии. Результаты получаются самые несообразные!
Ладно еще, что по одним опросам у нас в стране 80 процентов православных, а по другим - 5. Это уж кто как считает. Но вот данные в пределах одного и того же исследования: православными назвали себя 58 процентов опрошенных, 60 процентов из них (православных) сообщили, что никогда не читали Библию, 42 процента никогда не были в церкви, 8 процентов не уверены, есть ли Бог, а 1 процент убежден, что Бога нет.
Ну разве не абсурд? Как может православный человек отвечать, что он не верит в Бога? Что это - лукавство, недоразумение? А может, просто статистическая погрешность? Ведь всего-то об одном проценте речь.
Но вот и по другим, уже зарубежным, опросам, оказывается, что среди протестантов и католиков еще больше таких же "верующих безбожников". Значит, не погрешность.
Так что же это за человек, если по своим поступкам и привычкам он скорее язычник, но на груди носит крестик и называет себя православным? Кто он такой? Кто мы такие?
Не только ведь чужая душа - потемки. И в своей разобраться непросто. Чего в ней больше - святости или греха? Даже жития святых в этом смысле - критерий весьма условный. И среди канонизированных праведников были неграмотные, то есть никогда не читавшие библейских текстов. Были и раскаявшиеся убийцы, насильники. И те, кто никогда не был в храме, а знал одну лишь самодеятельную молитву. И те, кто отчаянно боролся со многими искушениями, в том числе с главным - сомнениями в существовании Бога (значит, и у того одного процента есть шанс на будущую святость).
Но святых выбирает сам Бог. Ведет их путями, которые неисповедимы. А для нас путь к Богу - это путь в храм. Только вот не так прост и комфортен этот путь, как иногда представляется. За последние 10-15 лет огромное количество людей разных возрастов пошли к Русской православной церкви. Но большинство из них на пороге и остановились. Одни - потому что ожидали найти в храме некое бюро религиозных услуг и оказались не готовы к тому, что церковная служба - это в прямом смысле слова служба, требующая немалых усилий и от самого человека. Другие посчитали, что крещение и поставленная свечка исчерпывают их православное служение.
Наверное, не проблема, что крестящийся у иконы человек голосовал когда-то на съездах КПСС. Проблема, если крестится он так же формально, бездушно, как голосовал. Ритуал - отдельно, душа - отдельно.
Но это ведь не только для Церкви проблема. Так уж мы странно устроены, что любая профанация, которая утверждается в обществе, обществу вредит. И отдельному человеку тоже, какова бы ни была его религиозность.
Об этом так недавно говорил архимандрит Тихон Шевкунов:
- Люди, ничего не знающие о Боге или имеющие о Нем самые смутные, ложные представления, научаются купаться в проруби, креститься у икон, ставить свечи, и все это - без Христа. На наших глазах создается суррогат религии, который выдается за православие. И люди входят в эту странную религию, потому что не имеют реального представления о том, что такое Церковь на самом деле. Последствия этой псевдорелигиозной жизни без живого общения с Богом очевидны как для человеческой души, так и для национально-религиозного сообщества: это строительство дома на песке.
"Дом на песке", о котором говорил архимандрит Тихон, строить куда быстрее и легче, чем настоящий. Но и надежность его невелика, максимум - на земную жизнь. Настоящий, долговечный дом возводить неизмеримо труднее.
И верить по-настоящему трудно. Потому что Бог - это любовь.
А любить всегда нелегко.
Но другого способа быть по-настоящему счастливым просто нет.