Владимир Путин отметил, что российские средства массовой информации в недавнем прошлом не были самостоятельными, а использовались как инструмент достижения политических преимуществ в конкурентной борьбе в более доходных секторах экономики. "Без экономической самостоятельности СМИ, - подчеркнул глава государства, - невозможно реализовать конституционное право граждан на получение достоверной информации".
Сейчас, по мнению президента, в развитии информационного бизнеса в России начинается качественно новый этап - превращение индустрии СМИ в современную рыночную отрасль национальной экономики. Краеугольный вопрос: взаимоотношения СМИ и власти. Здесь накопилось много претензий с обеих сторон. Корни существующих проблем, как пришли к выводу и, в значительной мере, журналисты, и президент, кроются в несоответствии реалий жизни и действующего законодательства.
Владимир Путин сказал, что многие пункты закона о СМИ не соответствуют нормам гражданского, административного и трудового права, а это отпугивает "добросовестных стратегических" инвесторов от вложения средств в данную отрасль экономики. Президент высказал недовольство тем, что некоторые СМИ получают необоснованные привилегии и льготы. "Практика выборочного предоставления льгот уже привела к деградации целых сегментов индустрии СМИ, - заявил он. - Сегодня наши издатели размещают заказы за рубежом на сотни миллионов долларов в год, а отечественная полиграфическая база лишается рыночных источников для развития и технического перевооружения".
По словам Путина, многие годы по-прежнему остается монополизированным и рекламный рынок. "Доходы от рекламы - важнейший источник экономического благополучия СМИ, и доступ на этот рынок должен быть максимально прозрачным и избавленным от административных барьеров", - заявил глава государства.
В. Путин считает, что интересы отечественного медиа-бизнеса должны устремляться прежде всего на информационные рынки стран бывшего СССР. По его словам, это не только экономический вопрос, но и вопрос информационной политики России и ее отношений с соотечественниками в ближнем зарубежье.
Конечно же, обсуждалось и участие иностранного капитала на отечественном рынке СМИ. Эта тема, - высказал свою точку зрения Владимир Путин, нуждается в серьезном обсуждении с учетом интересов государства... Деятельность иностранного капитала во многих странах, особенно в секторах, которые наиболее чувствительно влияют на общенациональную аудиторию, ограничена, поскольку относится к информационной политике государства.
Как считают делегаты конференции, глава государства дал "зеленый свет" СМИ на полноценные рыночные отношения. И постарались в своих решениях перейти от слов к делу. Самый главный вопрос теперь: насколько удастся журналистам преодолеть зависимость от "денежных мешков" и преодолеть сопротивление сановных чиновников, воспринимающих СМИ как свой подручный инструмент в борьбе за власть и свои прибыли?