Главная Экономика 00:01 20 Мая 2022 10001
«Москвичи» иногда возвращаются

Российский автопром: приехали или все-таки поехали?

Александр Киденис

Западные санкции против автомобильной промышленности России можно назвать самыми «антинародными». Хотя население еще не ощутило это в полной мере. В стране зарегистрировано 43,5 млн легковых автомобилей, из них 41,8 млн — личных. Где еще найдется столько пострадавших — уже сейчас или в ближайшем будущем?

Всего за два с половиной месяца отрасль фактически ликвидирована: из 22 автозаводов, созданных в России в последние четверть века для сборки легковых машин, нынче не действует ни один. На прошлой неделе во Владивостоке из-за отсутствия японских и китайских комплектующих остановился последний — СП Mazda Sollers, выпускавший кроссоверы CX-5, CX-9 и седан Mazda-6. Сотрудники отправлены в «корпоративный» отпуск. Практически не работают «АвтоВАЗ», ГАЗ, «ИжАвто», Ульяновский и прочие, и прочие.

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в апреле снизились на 78,5% — до 32 706 машин. А по итогам четырех месяцев 2022 года российский авторынок составил 293 846 автомобилей (минус 43%), гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Годом раньше было 1,666 млн. Фактически распродавались остатки: лидирующая LADA реа-лизовала за апрель 8506 автомобилей (снижение на 78%), автомобилей Renault продано 2231 (минус 84%) — за счет запасов на складах дилеров. В мае — июне они иссякнут.

Зато цены растут как на дрожжах. Прежде всего на марки премиум: BMW и Infiniti за месяц подорожали на четверть, Genesis — на 15%. Но наибольший рост у китайских марок, хотя Поднебесная санкций не вводила. Haval прибавила к прежним прайсам от 34 до 60%, пикапы Great Wall вздорожали на 50-54%. Бессовестно растут цены на авто с пробегом — по данным «Авито Авто», в среднем на 66,6%.

А в Москве вдруг появился новый старый автозавод: французский Renault после семи лет владения бывшим АЗЛК передал его столичному правительству. «Мы не можем допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив остался без работы, — объявил мэр Сергей Собянин. — Поэтому я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич». В действительности это не обычная коммерческо-социальная сделка, а поиск выхода российской экономики из-под глобальных санкций. Параллельно в Тольятти контрольный пакет «АвтоВАЗа» перешел от французов Государственному научному центру НАМИ (научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Он никогда не занимался массовым производством, а лишь участвовал в создании престижного лимузина «Аурус» и серии машин сопровождения «Кортеж». И неизвестно, смогут ли гранды отечественной автомобильной науки порадовать чем-нибудь бюджетных автолюбителей.

Зато министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что главным условием сделки по передаче активов Renault по «АвтоВАЗу» в госсобственность стало обещание помощи со стороны французской корпорации в поставках комплектующих и запчастей. Но французы о таком условии помалкивают, а директор департамента автопрома Денис Пак проговорился, что министерство активно занимается поиском новых связей. «Мы рассматриваем поставщиков, которые находятся в Китае, Турции, Иране и других странах, которые не вводили санкции в отношении нашей страны», — заявил чиновник, не раскрывая подробностей.

Спросите: а как же локализация? Выпускающийся в России с 2005 года Renault Logan, лидер по этому показателю, состоит из отечественных комплектующих лишь на 72%. Остальное придется правдами и неправдами добывать по всему свету. Фактически это означает, что вместо фирменных комплектующих придется приспосабливать аналоги.

Правительство издало специальное постановление № 855, по которому автопроизводителям можно не устанавливать на новые машины несколько систем, ставших недоступными из-за санкций и дефицита чипов. Разрешен выпуск новых автомобилей без ABS (система, предотвращающая блокировку колес при торможении) и ESP (система динамической стабилизации автомобиля). Сильно понижены экологические стандарты до Евро-0, что позволяет выпускать автомобили с выхлопом по нормативам 1988 года. Хотя именно Россия поставляет из Норильска на мировые рынки более 20% палладия — главного компонента для производства автомобильных катализаторов, радикально снижающих вредность выхлопа двигателей внутреннего сгорания.

Тем временем главный санитарный врач Анна Попова предупреждает: «Если раньше основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха был вкладом предприятий, то сегодня до 80% выбросов в крупных городах — это вклад автотранспорта». В Минприроды подтверждают: в самом «автомобилизированном» Центральном федеральном округе более четверти всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходится на автомобили — 919,2 тысячи из 3620,6 тысячи тонн. И это без учета выбросов автотранспорта в столичном регионе.

Ущерб экологии мог быть значительно выше, но автомобили стали чище: если 15 лет назад, при экологическом стандарте Евро-2, средняя бензиновая легковушка выбрасывала на каждый километр пробега 2,2 грамма окиси углерода (без учета оксида азота, взвешенных частиц и прочей летучей гадости), то при стандарте Евро-4 или Евро-5 этот показатель снизился более чем вдвое. За тот же период в Москве парк легковых машин вырос с 3 до 4 млн. И предполагаемый возврат к нормам загрязнения 30-летней давности способен сделать столичный воздух малопригодным для дыхания. Но деваться некуда. «АвтоВАЗ» уже заявил о намерениях продолжить производство таких моделей, как LADA Granta, Legend, Niva Travel с упрощенным экологическим классом до Евро-2.

Также из комплектаций вышеперечисленных моделей будут исключены ABS, ESP, EBD (электронная система распределения тормозных усилий), а также «ЭРА-ГЛОНАСС». К экологии эти упрощения не имеют отношения, но есть еще безопасность. Уходящий Renault давно экспериментально доказал: наличие ABS на 20% повышает безопасность при в-ождении, а при грамотном использовании системы опытным водителем — на все 45%. После чего в Евросоюзе оснащение автомобиля ABS стало обязательным.

На московском автозаводе, теперь переименованном из «Рено Россия» в «Москвич», мэр Сергей Собянин обещает на первом этапе «производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания» с теми же самыми технологическими изъятиями. А руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов добавляет, что немалая часть «классики» будет выпускаться для такси и каршеринга — наиболее загруженного городского транспорта. То есть они будут бегать по столичным улицам без отдыха днем и ночью, по 150 тысяч км в год. Но с выхлопом не выше Евро-2 — по 2,2 грамма окиси углерода на километр. Предполагается, что таких специализированных машин будет выпускаться на «Москвиче» по 50 тысяч в год.

Впрочем, в советские времена АЗЛК выпускал малолитражек втрое больше, а «газовали» они куда сильнее. Хотя, по одной из легенд, двигатель «Москвича-412» был лицензионной копией мотора BMW 1500, позже известного как BMW M10. Но в те времена и бензин был на порядок хуже, с добавкой вреднейшего для здоровья тетраэтилсвинца — для повышения октанового числа (с 2002 года в России запрещен).

О былой продукции АЗЛК рассказывают разное. На закате советских времен сотрудник нашего «Труда» Миша Гетман, купив новенький «Москвич-2140», загнал его в гараж издательства, где вместе с механиками разобрал «до гаек», отполировав каждую деталь. После чего машину квалифицированно собрали заново — и многие годы хозяин практически не заглядывал под капот, лишь менял тормозные колодки и масло. А чуть позже автор этих строк купил аналогичный «москвич» — и на третьей сотне пробега с большим трудом сдал его на гарантийный ремонт с дюжиной дефектов, в том числе «не включается задний ход». Зато еще через год на Симферопольском шоссе после пьяного удара сзади автомобиль улетел под откос и дважды кувыркнулся через капот и багажник, а пристегнутый хозяин отделался случайной царапиной. Подъехавшие гаишники долго смотрели на меня, потом на машину и только развели руками: «Из иномарки в таких случаях достают только трупы. Тебя спас жесткий каркас и толстенное железо кузова — это же броня!»

К слову, покупка в Италии автозавода для Тольятти вместе с готовой моделью Fiat 124 («жигули») показала: жесткий каркас легковушек для наших дорог не прихоть и не роскошь. Приспосабливая итальянскую машину к российским условиям, вазовские конструкторы в полтора раза увеличили число заклепок в кузовных соединениях, чтобы машина не рассыпалась в пути.

Нынче повышенная прочность кузова пригодилась бы по другой причине: неизвестно, сколько дополнительных лет потребуется служить вашему «железному коню» от первого до последнего километра. И это тоже может стать отдаленными последствиями нынешних санкций. Ибо, по данным «Автостата», средний возраст российского парка автотранспортных средств ныне превышает 16 лет, а легкового автопарка — 14 лет, причем 60% из них значительно старше 10 лет. Возраст не критичный, если имеется возможность своевременной замены любой детали. А если ее нет?

В последние два месяца из-за западных санкций в российских автосервисах запасы наиболее востребованных запчастей сокращались чуть ли не быстрее, чем новые автомобили у дилеров. По словам гендиректора по сервису «Авилон» Алексея Гуляева, «в наиболее заметном дефиците» запчасти для кузовного ремонта. «В целом запасы комплектующих на складах тают. Имеющихся объемов хватит на 2-4 месяца работы», — пояснил он. По данным Russian Automotive Market Research (НАПИ), средняя цена оригинальных запчастей по страховой корзине по итогам апреля выросла на 96,6%. А зарубежных поставок уже нет, и неизвестно, когда предвидятся.

Ситуация осложняется тем, что в России еще не выработались традиции коммерческой утилизации разбитых автомобилей с последующим разбором на запчасти, наши автокладбища — это скорее никому не нужные свалки. Здесь полезно брать пример с китайцев, у которых в Гуанчжоу на Chentian Auto Parts Market можно найти почти все запчасти для любой марки и модели, а цена всегда самая низкая. И кузовные мастерские со всего Китая именно отсюда заказывают для своих нужд подержанные автозапчасти.

Вместо послесловия

Информация к размышлению. Минэкономики опубликовало сценарии развития российской экономики на ближайшие три года, в том числе на текущий. Официальная оценка падения доходов населения — 6,8%. Безработица вырастет до 6,7%. Инфляция составит 17,5%. И главный прогноз: санкционное давление на Россию сохранится по крайней мере до 2025 года...

Экономика 00:01 / 11 Апреля 2025 8089
Деньги на мусор

Фактически мусоросборщики делают их из воздуха - точнее, изымают в принудительном порядке из карманов граждан

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
«Мусорная реформа» в России явно провалилась. Вопрос - где посадки? Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С 1 апреля 2025 года в России вступил в силу мораторий на проведение «весогабаритного контроля для двуосных и трехосных тяжеловесных транспортных средств, используемых для транспортировки твердых коммунальных...

Суд арестовал активы Анатолия Чубайса более чем на пять миллиардов рублей

Алекс Зверев
Труд
Анатолий Борисович мимо рта ложки не проносил. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Федеральная служба судебных приставов сообщила, что суд арестовал активы Анатолия Чубайса на сумму 5,6 млрд рублей. Осталось найти, где спрятал деньги бывший главный приватизатор России, председатель «Роснано» и специальный...

Декларируя борьбу с инфляцией, власти создают условия для ее роста

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

С 1 июля тарифы ЖКХ по всей России будут повышены в среднем на 11,9%. Об этом на прошлой неделе сообщил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам,...

Законы, ограничивающие аппетиты строительного бизнеса и близкого ему чиновничества, вредят развитию Москвы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал Генплан тормозом развития города. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На прошлой неделе на заседании президиума Госсовета по вопросу развития «инфраструктуры для жизни» мэр Москвы уже в практической плоскости озвучил давнюю мечту: отказаться от главного закона, по которому...

Граждане покупают только одну из трех готовых квартир. Остальные стоят пустыми

Александр Киденис
Труд
Потребность в жилье у россиян остается очень высокой. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Россия рискует остаться без новостроек: госкорпорация «ДОМ.РФ» прогнозирует сокращение ввода жилья к 2027 году на 30 млн кв. метров — это 28% от ввода жилой недвижимости в рекордном 2024-м,...

Экономика 00:01 / 04 Апреля 2025 4716
Дед Мазай и люди

Паводки всегда приходят нежданно 

Александр Киденис
Труд
Специалисты утверждают, что с природой нельзя только воевать. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Ровно год назад на Южном Урале в считаные часы стремительно затопило 190-тысячный город Орск: после прорыва земляной дамбы, обошедшейся почти в миллиард рублей, под водой оказались более 6700 домов, погибли пять человек (а в целом...

В Петербурге транспортная реформа удалась. Ведь власти всерьез так считают

Ирина Смирнова
Труд
Половина жителей Питера добираются до работы и обратно домой как могут. Это - итог реформы. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В рамках реформы, которую продвигают питерские власти, с 1 апреля 2022 года общественный транспорт перешел на новую модель транспортного обслуживания, когда все «коммерческие» маршруты перевели на «социальные». К концу...

Экономика 00:06 / 25 Апреля 2025 4646
А олени лучше

Российский автомобильный рынок все больше напоминает начало 1990-х

Максим Башкеев
Труд
Рейтинг самых продаваемых «подержанок» возглавила родная вазовская «семерка». Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Помните такую песню Кола Бельды, с хитрым прищуром глаз утверждавшего, что лучшее транспортное средство у нас — олень? Если он и преувеличивал, то ненамного. Российский автомобильный рынок все больше напоминает...

У покупателей госактивов нет гарантий, что в какой-то момент купленное не отнимут - Бовт

Евгений Акатов
Труд
Георгий Бовт. Фото:© Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Чубайс в Израиле, но дело его живет. «У нас будет предложение по «большой приватизации», — сказал на коллегии Росимущества министр финансов Антон Силуанов. Размещенные на вкладах россиян...

Украина во главе с Зеленским так и не подписала окончательных документов по соглашению, а заодно и не желает завершать боевые действия, подчеркнул глава США 

Фото: © White House, globallookpress.com

Президент США Дональд Трамп выразил свое возмущение по поводу того, что Украина во главе с Владимиром Зеленским так и не подписала окончательную сделку по редкоземельным металлам. Также он обвинил украинского коллегу...

Экономика 00:11 / 11 Апреля 2025 4287
Удушающие объятия

В 1990-е годы Петербург прославился криминальными войнами. А 30 лет спустя - коммунальными

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Северную столицу захватывает коммунальная мафия. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Атаки рейдеров на дома крупнейшего мегаполиса год от года возрастают, число их жертв множится. Это засвидетельствовал и курирующий вопросы ЖКХ вице-губернатор Петербурга Евгений Разумишкин. Отвечая на вопросы горожан...

Обычное еще вчера мясо теперь станет «премиальным продуктом»

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

«Мы получили лучший урожай, но, к сожалению, ни в одной лавке, ни в одном магазине хлеб не подешевел ни на одну копейку», — было сказано в среду, 26 марта, в Госдуме...

Прецедент с изъятием средств ранее уже произошел в Германии 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Суд Евросоюза в Люксембурге подтвердил, что запрет на ввоз наличных евро в Россию из ЕС распространяется даже на медицинские расходы. Об этом говорится в решении судебной инстанции, опубликованном в среду, 30 апреля. «Запрет на вывоз...

Оказывается, пока идешь через торговый зал магазина, товары могут подорожать в среднем процентов на 15

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Руслан Яроцкий/Ura.ru, globallookpress.com

На прошлой неделе по случаю заглянул в магазин OBI, что на 47-м километре МКАД. Взял с полок несколько товаров и, преодолев огромное пространство гипермаркета, оказался у кассы. А тут, как советуют знающие...

Президент США Дональд Трамп объявил, что началась экономическая революция

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Хозяин Белого дома пообещал соотечественникам историческую победу. Фото: Imago//CNP/MediaPunch, globallookpress.com

В начале апреля президент США подписал указ о введении «взаимных пошлин на импорт» из всех стран, где существуют тарифы на ввоз американских товаров. Трамп сообщил, что таким способом намерен вернуть триллионы...

По его словам, этими случаями займется Госдума

Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы рассмотрят жалобы клиентов банков на односторонние изменения кредитными организациями условий оказания финансовых услуг. Об этом сообщил в своем Telegram-канале председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин. «Обязательно...