Сегодня в Сочи проходит 3-й саммит Россия — АСЕАН, который посвящен 20-летию диалогового партнерства с этой авторитетной международной организацией государств Юго-Восточной Азии.
АСЕАН основана в 1967 году, на сегодня в нее входят 10 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Мьянма, Камбоджа, Лаос и Вьетнам. И так получилось, что именно эти страны показали в последние десятилетия уверенный экономический рост, который сопровождается усилением торговых связей с нашей страной.
С 2010 года товарооборот между Россией и десяткой стран АСЕАН вырос почти вдвое. Но после обвала нефтяных цен (а в регионе немало добывающих стран) этот оборот упал. Сейчас все страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) ищут новые драйверы роста, и, судя по заключенным в первый день саммита договорам с РФ, такими перспективными сферами будут сельское хозяйство, биотехнологии, энергетика, транспортные проекты, торговля оружием.
Страны ЮВА очень хотят покупать нашу продукцию, а мы проявляем интерес к их товарам — вот почему члены АСЕАН пошли на нестандартный шаг: провести свой саммит на территории нашей страны. Такое случается впервые, и прецедент вызвал сильное волнение у наших «заклятых друзей» из США, которые еще прошлой осенью категорически не советовали главам стран АСЕАН ездить в Россию. Но те не послушались и приехали. И это сильно отличает азиатских товарищей от наших «партнеров» из ЕС, которые на подобную самостоятельность пока не осмеливаются.
АСЕАН вообще давно приглядывается к нам. Очень любопытные процессы происходят в рамках сопряжения АСЕАН с нашими организациями ЕАЭС и ШОС, и такое сотрудничество скоро принесет плоды. Пока что речь не идет об инвестициях со стороны АСЕАН в Россию, скорее наоборот — нам интереснее вкладывать в этот динамично растущий регион. К примеру, наш агропром настолько рванул за последний год, что теперь нам выгодно продавать продовольствие в страны ЮВА.
И все же есть один продукт, который мы не можем купить нигде, кроме региона ЮВА. Речь идет о пресловутом пальмовом масле, которое все чаще фигурирует в информационном пространстве. А после сообщений о том, что на саммите в Сочи Владимир Путин обсуждал с президентом Индонезии увеличение поставок этого продукта на наш рынок, можно смело предсказать поток шуток и прибауток по поводу пальмового масла. Хотя тут все серьезно. Напомним, только Индонезия продала нам в прошлом году более 700 тысяч тонн этого масла и рассчитывает на увеличение этих поставок. Так что же это за стратегический продукт, против которого в последнее время ополчились журналисты и эксперты?
Вот что рассказал нам политобозреватель МИА «Россия сегодня» Дмитрий КОСЫРЕВ, который провел много времени в странах ЮВА.
— На самом деле пальмовое масло — это эликсир здоровья, совершенно уникальный продукт, который с 2009 года вышиб с рынка американское соевое масло. С тех пор соевое лобби США вредит всем поставщикам пальмового масла и распространяет жуткие слухи об этом продукте. В странах ЮВА врачи настоятельно рекомендуют каждое утро пить чайную ложку этого масла. Я сам бывал в Малайзии в институте исследования пальмового масла и видел реальные результаты исследований — этот продукт очень хорошо выводит холестерин из крови. А американские лоббисты бегают по нашим министерствам и Госдуме и распространяют всякую гадость о масле-конкуренте.
— Между прочим, начиная с 1950-1960-х ни одна банка сгущенки не производится без пальмового масла, — продолжает Косырев. Активно оно используется в кондитерской промышленности, косметике. Это очень востребованный биржевой товар, поэтому не стоит переживать, когда за наши истребители страны ЮВА рассчитываются пальмовым маслом — его запросто можно тут же продавать за конвертируемую валюту. Спрос на этот продукт растет по всему миру. По некоторым расчетам, до 2020 года он подорожает процентов на 40. Любопытно, что в информационной войне против пальмового масла американцы используют тотальную промывку мозгов. Вот пример. Одна американская фармкомпания решила синтезировать пальмовое масло, чтобы проверить, может ли оно бороться с раковыми клетками. Эксперимент показал, что нет, не может. Это стало поводом для того, чтобы в прессу запустить шквал материалов на эту тему. Главная задача — связать в массовом сознании два понятия: «пальмовое масло» и «рак». И это им удалось. Ложечки нашли, но осадок остался...