Вот как на этот вопрос ответил обозревателю "Труда" Леонид РЕЙМАН, министр информационных технологий и связи:
- Если о телефонных аппаратах, то их у нас тоже делают. В частности, недавно в Зеленограде совместно с фирмой "Сименс" началось производство мобильного телефонного аппарата. Совместная разработка и совместное производство. Российскую сторону представляет АФК "Система".
- Значит, вас можно будет со временем увидеть с мобильником отечественного производства в руке? И когда же, Леонид Дододжонович?
- Как только он окажется у меня в руках. Но если серьезно, то я считаю, что поддержка отечественного производителя и использование отечественного оборудования - разные вопросы. Российские операторы должны работать на самом современном оборудовании, которое доступно в мире, - независимо от того, кем оно произведено. Это залог того, что они будут строить современные сети и предоставлять людям современные дешевые услуги. А поддержка российского производителя - отдельная тема. Мы разрабатываем такую программу поддержки производителей IT-оборудования и оборудования средств связи. А с каким телефоном в руках ходить? С самым лучшим.
- А какая фирма поставляет на наш рынок лучшие аппараты?
- Сегодня, скажем, очень активно развиваются на российском рынке корейские фирмы. Скажем, "Самсунг" сильно потеснила наших традиционных поставщиков - "Нокия", "Сименс"... Надо отдать должное корейцам. Они и нам пример подают. И в России есть хорошая компьютерная фирма - "Белый ветер".
- Они занимаются больше сборкой?
- Нет, у них модели собственной разработки. Конечно, они заказывают составные части для компьютеров в профильных фирмах по всему миру. Но так все делают. Нет смысла изобретать велосипед. Но сделать свой компьютер, причем лучший, - к этому надо стремиться.
- На международной выставке в Ганновере был представлен стенд "Почта России". А наши сограждане в большинстве своем уверены, что почтовая связь в стране находится в плачевном состоянии...
- Должен "разочаровать" скептиков. Российская почта сегодня занимается внедрением информационных технологий, причем по двум направлениям. Первое - автоматизация процессов обработки почтовой корреспонденции. Здесь пионерами выступают две наши столицы - Москва и Санкт-Петербург. Автоматические центры сократят сроки обработки корреспонденции, повысят надежность доставки и, что сейчас актуально, безопасность: в состав этого комплекса входит система, определяющая вредные и взрывчатые вещества.
Второе направление - внедрение новых услуг. Первым проектом здесь была так называемая киберпочта. Это когда в почтовых отделениях создавались пункты коллективного доступа к Интернету. Проект активно развивается, в прошлом году в России такие пункты посетило более 3,5 миллиона человек. Другой почтовый проект - киберденьги. Речь идет о почтовых переводах. Он начинался внутри России, а сейчас вышел за пределы страны - в СНГ. Деньги в любую точку этого пространства переводятся не более чем за 72 часа. Очень перспективное направление. Ведь почтовая инфраструктура в России самая разветвленная: это 42 тысячи почтовых отделений. Конечно, быстро перевести деньги из Москвы - не большая проблема, но из российской провинции это сделать непросто. Наконец еще проект - киберпресса. Суть его в том, чтобы в почтовом отделении напечатать свежую газету. Причем иногда даже раньше, чем она выходит в Москве.
- Даже в отдаленном райцентре, где раньше никто эту газету не выписывал?
- Именно. Из центральной базы данных, куда стекается в электронном виде пресса, почтовое отделение может запросить нужную вам свежую газету и распечатать ее, причем в том виде, в каком она появилась или появится этим утром в Москве. Ассортимент - 50 наименований российских изданий и 200 - мировых газет, в том числе цветных. Это уже работает в десятках регионов.
- Но если у человека есть доступ в Интернет...
- Знаете, все-таки бурное развитие Интернета не вытесняет печатных изданий, они все равно пользуются спросом. Это другое. Я, например, с удовольствием по утрам беру в руки газеты.
- И "Труд"?
- Да, конечно.
- Эти проекты распространяются на самые отдаленные, "проблемные" регионы - такие, как Чечня?
- Все, о чем я рассказал, мы стараемся развивать в первую очередь в небольших городах, поселках, деревнях. Скажем, пункты коллективного доступа к Интернету в Москве создавать нет нужды, здесь есть интернет-кафе, и каждый второй домашний компьютер в столице имеет выход в Интернет. А в небольших населенных пунктах проблема.
Что касается Чечни, то мы давно там работаем и занимаемся именно вопросами телефонной и почтовой связи. Там были ограничения по пользованию мобильными телефонами, в прошлом году их сняли. Сейчас устанавливаем в республике домашние телефоны. Это, кстати, одна из примет стабилизации положения в Чечне. Там мы открыли в начале прошлого года несколько пунктов коллективного доступа в Интернет. Ну а если в Чечне что-то налаживается, то в остальной России - тем более.