Каким образом попали эти сокровища в Лондон? Подробности аферы скрывались, но за столетие факты выплыли наружу. И они, прямо скажем, не красят облик королевского семейства...
Когда российская монархия пала, официальный Лондон обратился к Временному правительству во главе с Керенским с просьбой эвакуировать гражданина Романова вместе с домочадцами. Николая II и его родных уже были готовы вывезти в Мурманск, куда шел корабль, но внезапно приглашение было отозвано. Король Георг V предал своего кузена и союзника, приблизив злодейское убийство в Ипатьевском доме в 1918 году.
Почему король так поступил, историки гадают до сих пор. А вот причины, побудившие Георга V эвакуировать из России мать Николая, вдовствующую императрицу, понятны: супруга английского короля любила драгоценности, а про коллекцию украшений Марии Федоровны ходили легенды.
Урожденная Дагмар, дочь датского короля Кристиана IX, она прожила в браке с императором Александром III почти 30 лет. Была жизнерадостной и доб-рой, благоволила искусствам, содержала множество приютов и богаделен, поддерживала российский Красный крест. К началу ХХ века вдовствующая императрица оказалась владелицей одной из самых утонченных и роскошных коллекций драгоценностей в мире. Ее одаривали свекор со свекровью, главы государств, родственники, но прежде всего, конечно же, супруг. Английской король Георг V вспоминал, что, когда в юности встречался с тетушкой в Дании (его мать и Мария Федоровна были родными сестрами), его потрясли ее украшения. Ничем подобным, признавался он, не могла похвастаться владевшая тогда половиной мира королева Виктория.
В 1888 году Александр III спас жену и детей от гибели, когда своей богатырской силой удержал крышу вагона во время крушения поезда. Запредельное усилие вызвало тяжелую болезнь, и в 1894-м государь скончался. Со дня его смерти Мария Федоровна ни разу не надела украшений, кроме бриллиантовой броши, полученной от жениха перед свадьбой. Следующие 35 лет сокровища были скрыты от людских глаз в специальном ларце.
В коллекции ее были исключительные черные жемчуга и изумруды, чистейшей воды бриллианты, уникальные византийские украшения. Упоминались тиара из рубинов, пояс из алмазов и изумрудов, гарнитур из розовых бриллиантов, расшитые бриллиантами корсаж и воротник...
После отречения Николая II она два года жила в Крыму. Когда последний русский государь с женой и детьми были зверски убиты и сброшены в Ганину яму, а следователь Колчака представил Марии Федоровне отчет об обнаружении обезображенных тел, в Ялту прибыл британский линкор «Мальборо». Он и доставил уцелевших Романовых в Европу.
К большому огорчению племянника, Георга V, Мария Федоровна не задержалась в Лондоне, предпочла обосноваться на родине, в Дании. Его мать, вдовствующая королева Англии, создала фонд и убедила родственников делать взносы на содержание бывшей императрицы Российской. Сумма выходила небольшая, но на жизнь хватало.
Уникальной коллекцией интересовались коронованные родственники. Занявший датский престол Кристиан X (внучатый племянник) выражал желание посмотреть на украшения. Когда тетушка отказала, пояснив, что это ее личные вещи, он начал открыто требовать отдать ему драгоценности для оплаты проживания. Другой племянник, Георг V, настоятельно рекомендовал поместить ларец в английском банке. И тоже получил отказ.
Для немолодой вдовы сверкающие камни были осколками навсегда ушедшего мира, памятью о дорогих сердцу людях. Дочерям, Ксении и Ольге, Мария Федоровна повторяла: когда меня не станет, вы получите все, но до той поры эти вещи будут со мной.
Ольга Александровна спокойно приняла волю матери. Другое дело — Ксения Александровна. Она из Лондона принялась пугать мать большевистскими агентами, ведущими охоту за ларцом, и умоляла переправить его в Лондон. Однако императрица не сдавалась: даже когда слегла, ларец стоял у ее постели. Драка за драгоценности началась после ее смерти...
В завещании Мария Федоровна распорядилась, чтобы украшения были разделены между Ольгой и Ксенией. Однако Ксения Александровна, прибыв в Копенгаген, проигнорировав сестру, передала ларец бывшему царскому министру Петру Барку, который к тому времени являлся служащим Банка Англии и доверенным лицом Георга V и Марии Текской. Тот вывез сокровища в Лондон.
Ольге Александровне было указано, что она променяла свое наследство на «недостойный брак». Еще один поток оскорблений ей пришлось выслушать от Кристиана Х, разъяренного тем, что ларец уплыл из-под носа. Сестра последнего русского царя голодала со своей семьей и работала на ферме за гроши...
Но и Ксению Александровну ждало разочарование. Когда на вскрытие ларца был приглашен совладелец ювелирной фильмы «Хеннел и сыновья» Харди, он провел предварительную оценку и тут же предложил наследнице Ксении 100 тысяч фунтов аванса (больше 4,5 млн фунтов в сегодняшних ценах). Поверенный ювелирной компании позднее утверждал, что на имя великих княгинь Ольги и Ксении было положено в банк 350 тысяч фунтов, но как они распределялись и расходовались — загадка! Известно лишь, что Ксения Александровна получила в пользование Фрогмор-коттедж (тот самый, где до недавнего времени жили принц Гарри и Меган Маркл). Она имела содержание, позволявшее ей жить в Лондоне и помогать деньгами взрослым сыновьям.
Уже в 1960-е были опубликованы мемуары Ольги Александровны. Она ни словом не упрекнула своих родственников, тем не менее становилось понятно, что наследства она так и не увидела. В Букингемском дворце тогда нервно отреагировали: сделка-де была законной... И опять никаких доказательств. В середине 1980-х журналистка Сьюзи Менкес опуб-ликовала книгу «Королевские драгоценности» с новыми фактами онаследстве Марии Федоровны, где утверждалось, что сын Ольги Александровны обращался с вопросами в Букингемский дворец. А там ответили, что до 1933 года ларец находился у Марии Текской «на хранении», а потом случилась депрессия, цены на драгоценности упали, и королева удачно выкупила украшения за 60 тысяч...