Власти разных стран стараются помочь своему населению, попавшему в большую беду. К примеру, в США объявлено об отмене налогов на зарплату до конца года. В Гонконге каждому жителю старше 18 лет сверх обычных, заработанных собственным трудом доходов подарили по 1283 доллара. Во Франции президент среди чрезвычайных мер пообещал отменить плату за ЖКХ, объявлено о выплатах людям, лишившимся работы из-за кризиса. В Италии среди объявленных мер — выплата 500 евро самозанятым... Зато в России даже оплата больничного листа заболевших (или помещенных на карантин) не компенсирует утраченного заработка, что приносит экономию госбюджету. То есть у них в первую очередь заботятся о людях, а у нас — о казне.
Первый вице-премьер Андрей БЕЛОУСОВ озабоченно заявляет на заседании Координационного совета по борьбе с распространением коронавируса: «Мы пришли к выводу, что те механизмы, которые применяют ведущие страны мира, а именно — по накачке спроса, для нас сегодня применять рискованно, поскольку рынки пока не стабилизированы, и мы можем получить вместо стабилизации обратный девальвационный эффект, резкое ослабление курса рубля».
Ау, Андрей Рэмович, загляните в интернет или в любой обменник — рублевый курс уже упал больше чем на червонец и останавливаться на достигнутом не собирается. Многие эксперты прогнозируют: очень скоро за несчастный доллар придется отваливать сотню полновесных российских рублей. Вы боитесь того, что уже случилось!
Главный экономист в правительстве обещает поддержку населения, включая гарантированное снабжение товарами первой необходимости. «Подчеркну слово «гарантированное», — говорит Белоусов. А также «установление порядка оплаты больничных листов лицам, находящимся на карантине, с тем чтобы люди, которые оказались в условиях карантина, не остались без денег, без доходов». Вот и Центробанк РФ обещает «сохранение занятости и бесперебойности выплат зарплат». А также, начиная с июля, «выплаты по уже объявленным мерам поддержки семей с детьми от трех до семи лет, что окажет поддержку семьям в непростой жизненной ситуации. Социальные расходы снижаться не будут».
При этом обе высокие инстанции лукавят, ибо падение рубля только за последнюю неделю значительно обесценило поддержку населения. Да и размер пособия по больничному листу мало у кого составляет 100% заработка, чаще оно куда меньше. Все это напрямую отражается на благосостоянии людей, ибо компенсировать потери нечем даже кратковременно — в России 65% населения живут без сбережений. Доля бедняков, не способных откладывать на черный день, не снижается с 2012 года...
Между тем у российской власти имеется куда более эффективный способ поддержки и населения, и экономики страны, считает авторитетный российско-американский экономист, профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики Константин СОНИН. Вот его предложение: «Полностью масштабы экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, пока оценить трудно. Но нет сомнений, что он приведет к существенному замедлению темпов роста мировой экономики. Российскую экономику ожидает спад: за последние полвека не было случаев, чтобы потери мировой экономики не сопровождались бы более сильным замедлением или более глубоким спадом в России. Правительство должно срочно принять меры для того, чтобы спад был не таким глубоким, а последствия для граждан — не столь жесткими. На мой взгляд, разумная мера в этой ситуации — выплатить каждому гражданину единовременное пособие, например, по 10 тысяч рублей в течение апреля-мая. Это поддержит совокупный спрос, который страдает от доходов граждан, и, значит, стимулирует производство наиболее эффективным способом. Кроме того, в текущих условиях это лучший способ таргетировать наименее социально защищенных россиян».
Цена вопроса? По 10 тысяч каждому россиянину — это примерно 1-1,5 трлн рублей, или 15-20 млрд долларов. Такие деньги (и даже в 5 раз большие — операцию можно будет повторить летом и осенью) есть в Фонде национального благосостояния. В борьбе с кризисами 2008-2009 и 2014-2015 годов наше правительство потратило намного больше на поддержку коммерческих банков. Конечно, у одноразового безусловного трансфера есть минусы. Нам расскажут про снижение стимула к работе у наших сограждан, про необходимость менять ряд нормативов типа бюджетного правила. Но это всего лишь одноразовая антикризисная мера — и какой смысл создавать резервы, если их нельзя использовать в необычно тяжелых обстоятельствах?
Никаких особенных технических сложностей с таким трансфером не будет — его можно сделать через отделения «Почты России» или Сбербанка: по 10 тысяч рублей на каждый СНИЛС. Достаточно президенту сказать об этой форме борьбы с кризисом по телевизору — и граждане сразу пойдут их получать (никакие соцпрограммы не работают так быстро.) При этом самые богатые — те, для кого 10 тысяч не деньги, — просто не придут за ними. А малообеспеченные граждане, скорее всего, сразу истратят полученную сумму — и производители получат деньги от покупателей быстрее, чем через какие-то сложные программы поддержки. Получат именно те, кто лучше и дешевле производит самые нужные товары.
«Если же деньги будут потрачены на запасы спичек и гречки, ну так что же, успокаивающий эффект — тоже плюс, — продолжает Константин Сонин. — В нынешних российских обстоятельствах прямой одноразовый трансфер выглядит качественным и адекватным решением».
Кстати, аналогичные выплаты — по 10 тысяч гонконгских долларов — семи миллионам жителей Гонконга, по словам министра финансов Пола Чана, призваны стимулировать рост тамошней экономики. А разве не в этом нынче позарез нуждается российский бизнес?
Есть у экспертов и другие рецепты. Так, доктор экономических наук, специалист в области государственного управления экономикой, финансов и социального обеспечения Никита КРИЧЕВСКИЙ после ознакомления с правительственным планом поддержки экономики решил напомнить власти, что «коронавирус — беда общая и издержки должны нести все, а не только простые люди, уже столкнувшиеся с ростом цен и снижением покупательной способности». Но...
Но где налоговые, процентные, ипотечные каникулы для граждан? В крайнем случае — отказ от введения штрафных санкций при погашении процентов?
И где отсрочка по выплатам НДФЛ в соответствии с годовыми декларациями, срок подачи которых заканчивается 30 апреля?
Где расширение перечня и объема имущественных налоговых вычетов при ипотеке, платном образовании и медицине? Вы же все равно собираетесь компенсировать регионам недополученные доходы?
Где обещанные к 16 марта послабления в рефинансировании ипотеки? Не говоря уже о получении новой?
Где понижение цен на моторное топливо, ведь сырье, пусть оно занимает всего 10% розничной цены, подешевело в два раза?
Где внесение в Госдуму предложения об увеличении МРОТ, что повысит доходы бюджетников и поддержит потребительский спрос?
Ничего этого в правительственном плане нет...
Заметим, что медицинский аспект антивирусной программы российской власти почти один в один соответствует мерам, принимаемым другими цивилизованными странами: закрытие внешних границ, мораторий на массовые и даже групповые мероприятия, объявление реального карантина в учебных заведениях и «домашнего карантина» — для всех имевших контакты с инфицированными... Что-то мы делаем с задержкой или с опережением, лучше или хуже, но делаем! Почему же нам не подходят аналогичные экономические программы Европы, США, Юго-Восточной Азии? А если наша власть придумала нечто особенное, обещающее фантастический результат, почему она молчит об этом? Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил журналистам в Санкт-Петербурге, что ослабление рубля «повышает конкурентоспособность большинства отраслей российской промышленности, сулит определенный плюс в повышении конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках». Но если это так, то почему власть не стимулирует отечественный бизнес к использованию этого бонуса?
Председатель правительства Михаил Мишустин на заседании Координационного совета по борьбе с распространением коронавируса заявил, что «информирование граждан должно стать одним из ключевых направлений деятельности совета. Недостаток информации всегда порождает ненужное беспокойство и необоснованные страхи».
Правильные слова. Осталось подкрепить их конкретными делами.
Слова
Уоррен Баффет, американский экономист, инвестор
— Лишь с началом отлива вы можете выяснить, кто купается голышом...