Еще недавно торговля подержанными товарами велась исключительно на площадках бесплатных объявлений. Однако сейчас, под давлением внешних факторов, наша жизнь стремительно меняется. И вот уже эту часть рынка пытаются освоить крупнейшие маркетплейсы!
Причина, по которой весь 2022 год в России росли продажи бывших в употреблении вещей, очевидна: часть населения потеряла возможность покупать дорогие новые товары. Другие ищут на барахолках продукцию брендов, официально покинувших российский рынок.
К концу года стало понятно, что это не временный, а долгосрочный тренд. И тогда его решили оседлать маркетплейсы.
Кому и почему это может быть интересно? Напомню: любая площадка объявлений — это лишь посредник между продавцами и покупателями, с помощью которого они договариваются о конкретных условиях сделки между собой. И если с купленным здесь чайником возникнут какие-то проблемы, то предъявлять претензии они смогут только друг другу. Посредник гарантированно останется в стороне, поскольку он изначально не являлся участником сделки.
В случае со схемой, которую — пока что в качестве эксперимента — пытаются обкатать маркетплейсы, дела будут обстоять принципиально иначе. Прежде чем бывший в употреблении товар снова окажется на витрине, он должен пройти контроль качества. А продавец — составить максимально подробное описание товара с указанием всех имеющихся дефектов и недостатков (таковы требования закона «О защите прав потребителей»). Это означает, что у каждого б/у товара будет уникальная карточка с описанием и фотографиями.
А это, скажу я вам, каторжный труд. Одно дело, когда ты, вникнув во все требования площадки, сразу оформляешь 200-300 товарных карточек и потом какое-то время торгуешь одним и тем же ассортиментом. И совсем другое, когда под каждый холодильник или пылесос нужно составлять новое описание.
Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов считает, что выход маркетплейсов на «вторичку» все-таки будет представлять интерес как для продавцов, так и для покупателей. «Первые получат доступ к новой, большой и активной аудитории, ради которой стоит потратить время на тщательное описание товаров. Вторых может заинтересовать возможность приобретения бывшей в употреблении техники, прошедшей предпродажную проверку и имеющей определенную гарантию», — считает эксперт.
Видят свои плюсы и юристы. Так, кандидат юридических наук Татьяна Белова считает, что права граждан, которые приобретают товары подобным образом, а не на классических барахолках, будут защищены гораздо лучше. «Хорошо известные площадки бесплатных объявлений максимально дистанцированы от потенциальных разбирательств, связанных с возвратом бывших в употреблении товаров или претензиями к их качеству», — говорит эксперт.
Тем не менее пока что перспективы выхода маркетплейсов на вторичный рынок выглядят туманно. Во-первых, интернет-площадки могут быстро свернуть этот эксперимент — если столкнутся с большим количеством жалоб и судебных разбирательств из-за качества реализуемого товара. Во-вторых, есть ощущение, что поезд уже ушел: и в интернете, и в офлайне работают множество магазинов (большая их часть открылись только в этом году), торгующих б/у техникой, например той, которую люди сдают в trade-in. У таких магазинов работают сервисные службы, они проводят предпродажную подготовку и дают гарантию на товары (обычно до года). Одним словом, на этом рынке у маркетплейсов есть серьезные конкуренты, которые едва ли согласятся без борьбы уступить прибыльное место под солнцем...