В преддверии выборов разразилась "война плакатов", развязанная неведомыми группами поддержки противоборствующих блоков. Кто-то по ночам мажет черной краской огромные предвыборные панно демократической оппозиции и пишет на них нецензурные ругательства, обвиняя ее лидеров в предательстве национальных интересов и пособничестве натовским агрессорам. А "предатели" и "пособники" отвечают едкими надписями на плакатах своих политических противников и требованиями отправить президента Милошевича в Гаагу, где заседает Международный трибунал по военным преступлениям в бывшей Югославии. Впрочем, кандидат в президенты от предвыборного блока оппозиции Воислав Коштуница заявил, что в случае прихода к власти он не собирается выдавать Милошевича трибуналу. Обвинять его в военных преступлениях столь же бессмысленно, как подвергать бомбардировке Югославию, заявил Коштуница. Он считает, что трибунал превратился в политический инструмент Запада для давления на сербов.
Опросы общественного мнения обещают Коштунице убедительную победу. Группа социологов из Белградского центра по исследованию политических альтернатив пришла к выводу, что кандидат оппозиции может рассчитывать на 52 процента голосов избирателей, а Милошевич получит вдвое меньше голосов. Государственные институты прогнозами не занимаются, поскольку, как утверждают в штаб-квартире Социалистической партии, популярность Слободана Милошевича "очевидна и неоспорима". Социалисты и их союзники завершили кампанию в поддержку его кандидатуры впечатляющим результатом, собрав 1,6 миллиона подписей. Хотя за последние годы популярность Милошевича заметно упала. В его честь больше не слагают песни, как в 1992 году. Но тем не менее он демонстрирует редкостную политическую устойчивость и с большим отрывом продолжает оставаться самым популярным политиком в Югославии.
Милошевич дважды выходил на президентские выборы в Сербии и оба раза побеждал с огромным преимуществом: в 1990 году он триумфально собрал почти 3,3 миллиона голосов, а двумя годами позже - 2,5 миллиона. Число сербских избирателей составляет примерно 6,7 миллиона человек, из которых регулярно голосует от 3,8 до 4,6 миллиона. В союзные избирательные списки внесено примерно 7 миллионов жителей Сербии и Черногории, имеющих право голоса.
Слабость исходной позиции Коштуницы заключается в том, что ему приходится мериться силами на двух фронтах одновременно. Кандидатом единого блока оппозиции его называют лишь условно, ибо в действительности такого блока нет. Самый крупный отряд оппозиции - Сербское движение обновления под руководством Вука Драшковича - выдвинул собственного кандидата - столичного мэра Воислава Михайловича, который строит предвыборную кампанию на жесткой критике конкурента из демократического лагеря. Серьезных шансов у Михайловича нет, но часть голосов у Коштуницы он, несомненно, сможет отобрать.
Наряду с президентскими пройдут парламентские выборы, исход которых может быть предопределен отказом от участия в них правящих в Черногории партий, взявших курс на полную независимость от федерального центра. Радикальный шаг черногорского президента Мило Джукановича, создающего крошечное, но собственное государство на Адриатике, позволяет союзникам Милошевича в Черногории взять без боя половину из 40 мандатов в верхней палате федерального парламента, принадлежащих черногорцам по конституции. И вдобавок получить 30 из 138 мандатов в нижней палате, которые также гарантированы Черногории основным законом. Такое преимущество левых сил, подкрепленное их безраздельным контролем над государственным телевидением и центральной печатью, дает значительную фору социалистам и их союзникам. Так рассуждает большинство политических экспертов, с которыми мне удалось поговорить в Белграде в последние дни.
Менее определенная ситуация складывается с выборами в муниципальные органы власти, назначенные также на 24 сентября. Местные наблюдатели ожидают, что оппозиции удастся сохранить ранее завоеванную ею власть в крупнейших сербских городах. Шансы социалистов остаются тем не менее довольно высокими, если учесть, что за последние четыре года оппозиционные партии не смогли толком наладить работу коммунальных служб и к тому же успели перессориться из-за хлебных мест.
Западноевропейские страны и США с видимой опаской ожидают выборов в Югославии. Немецкий еженедельник "Шпигель" сообщает, что силовые министры в правительстве Германии провели совещание в связи с нарастающим, по их оценке, политическим кризисом в Югославии, который в случае победы Коштуницы может вылиться в политический хаос. Немцы исходят из того, что сербские власти ни при каких обстоятельствах не согласятся на переход президентского поста к оппозиции. Но спецпосланник генерального секретаря ООН по балканским делам Карл Бильдт, наоборот, считает, что драматическое обострение ситуации в Югославии произойдет в случае победы Милошевича. Знаток югославских проблем, Бильдт убежден, что, подтвердив прочность своей позиции, Милошевич попытается приструнить своенравных черногорцев силовыми методами. На эти мрачные предположения один из высших чинов югославской армии ответил недавно с солдатской прямотой: "Если бы мы захотели навести порядок в Черногории, то уже давно сделали бы это, не дожидаясь выборов".