Главная Культура 00:05 19 Мая 2017 3340
Развод на фоне обстрелов Донбасса

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева стала первой премьерой главного конкурса Канн

Екатерина Ченчиковская, спецкор «Труда», Канны

В Каннах в среду вечером открылся 70-й международный кинофестиваль. Заявлены десятки мировых премьер, в главном конкурсе — 19 лент, включая работы прославленных Михаэля Ханеке, Софии Коппола, Франсуа Озона... Особенно отрадно серьезное российское присутствие в программах смотра: в том же главном конкурсе — фильм «Нелюбовь» нашего Андрея Звягинцева, «Кроткая» украинского режиссера Сергея Лозницы с актерами екатеринбургского Коляда-театра на современном отечественном материале. В программе «Особый взгляд» — дебют молодого российского режиссера Кантемира Балагова «Теснота»... Ну и свежие внеконкурсные работы Романа Полански, Дэвида Линча: последний представит ни больше ни меньше как новый сезон культового сериала «Твин Пикс». А также — кинопремьеры в формате виртуальной реальности, крупнейший в мире кинорынок и много чего еще.

Традиционная красная дорожка, дамы в блистательных вечерних туалетах, мужчины в смокингах — дресс-код распространяется здесь и на фотографов у легендарной лестницы фестивального дворца, и на ловцов лишних пригласительных на подступах, ведь если повезет с билетом, надо заранее быть на каблуках или при бабочке. Все, как всегда — только вот через рамки металлоискателей участники, гости фестиваля и аккредитованные журналисты проходят на просмотры впервые. Меры безопасности на этот раз, по признанию организаторов, беспрецедентные, сродни тем, что принимают на саммитах «большой двадцатки». Намекают, что наблюдатели-физиономисты в штатском незаметно внедрятся даже в толпу на пляжных вечеринках. Открыто же за порядком будут следить сотни правоохранителей всех мастей, от кавалеристов до вертолетчиков.

Хозяйкой церемонии открытия выступила неувядающая Моника Беллуччи, в полупрозрачном иссиня-черном платье и роскошном бриллиантовом колье, одолженном актрисе ювелирной фирмой-спонсором. Впрочем, рядом на сцене главного фестивального зала Люмьер красовалось еще более драгоценное для всех собравшихся изделие — Золотая пальмовая ветвь, которую получит победитель. Награды через 12 конкурсных дней распределит жюри под председательством режиссера Педро Альмодовара. Постоянный участник каннской программы, знаменитый испанец сам никогда главного приза здесь не удостаивался. Но нарезка из ярких и страстных картин мастера будто напомнила залу, что это, скорее, досадное упущение. Еще до того, как приступить к ответственной работе, Альмодовар оказался втянут в дискуссию, которая обещает стать одной из главных на фестивале: выживет ли кинопрокат перед нашествием интернет-платформ, где фильмы стали появляться, минуя кинотеатры. Дон Педро признался, что свои произведения предпочел бы видеть именно на большом экране, и выразил надежду, что традиции походов в кино не отомрут. Фестиваль же выступил с заявлением, что со следующего года не примет в конкурс фильмы, которые предполагается распространять через сеть, а не выпускать в прокат.

Впрочем, главное для оценки фильма — все же его качество. Открылся юбилейный Каннский фестиваль «Призраками Исмаэля» французского режиссера Арно Деплешана. Эклектичная лента, где перемешано несколько жанров, от триллера до мелодрамы и комедии, напомнила о многоликости кинематографа. Главный герой — постановщик, работающий над новой картиной с запутанной шпионско-дипломатической интригой. Персонажи оказываются то в Восточной Европе, то на постсоветском пространстве, вплоть до Таджикистана. Автор же в это время строчит сценарий у себя дома и разбирается с двумя любимыми женщинами-музами, бывшей и нынешней. Актерский треугольник в составе популярных во Франции Матье Амальрика, Шарлотты Генсбур и Марион Котийяр украсил и экран, и каннскую дорожку. Но в целом пресса приняла внеконкурсных «Призраков Исмаэля», скорее, прохладно. А вот фильму Звягинцева уверенно аплодировали.

«Нелюбовь», снятая без господдержки, была закончена буквально накануне фестиваля. Досъемки шли вплоть до начала апреля. Андрей Звягинцев снова, после «Елены» и «Левиафана», живописует узнаваемую российскую действительность, быт и особенно нравы. Однако камера его постоянного оператора Михаила Кричмана подает эту действительность так красиво, что порой едва веришь глазам: неужели и впрямь из многоэтажки на городской окраине может открыться совершенно брейгелевский вид на заснеженный перелесок, речку, овраг и детишек, катающихся с горки?.. Впрочем, умиротворенность пейзажей без людей, открывающих картину, лишь оттеняет то, что начинается, когда эти люди в ней появляются. Поскольку они в фильме только то и делают, что изводят друг дружку. Разводится супружеская пара. И муж, и жена уже обзавелись новыми партнерами. Мешается под ногами только их 12-летний сын Алеша. Не дожидаясь, пока раздраженные родители продадут квартиру и сбудут его в интернат, мальчик исчезает. На розыск ребенка подряжается поисковый отряд, поражающий четкостью и слаженностью работы. Осторожная, но все же симпатия авторов к волонтерам контрастирует с довольно злой сатирой на корпоративно-офисную «цивилизацию», где трудится отец распавшегося семейства, и с явным отчаянием, которое вызывает у постановщиков тотальная людская нелюбовь к ближнему, к членам семьи. Словно чужому человеку помочь и сочувствовать проще, чем тому, кто рядом. А если в вас, с подачи режиссера, закипит неприязнь, скажем, к изображенной тут стервозе-матери, возненавидевшей дитя, подождите немного — появится бабушка, в сравнении с которой мать покажется еще терпимой. А затем, глядишь, и во вновь образованных после развода ячейках общества начнется то же досадное взаимное охлаждение и недовольство, и надоедливыми отпрысками, и друг другом.

Семейный конфликт в «Нелюбви» запараллелен с политическим и военным. Фоном в сюжете звучат (поза)прошлогодние телесюжеты об обстрелах в Донбассе. Художественный руководитель Каннского фестиваля Тьери Фремо, представляя картину Звягинцева при объявлении каннской программы, заметил: когда распадаются семьи, страдают дети, когда конфликтуют страны — страдают люди, их населяющие. Похоже, западная публика именно так и «считала» все умозрительные символы, наполняющие фильм, начиная с обрывка красно-белой «тревожной ленты» в руках расстроенного мальчика — такими ленточками обычно ограждают места преступления и прочей опасности. Если бы создатели картины еще больше доверились избранному ими языку знаков, не дублируя его устами персонажей, цена приема только бы возросла. Но и так, учитывая, что Андрей Звягинцев из Канн ни разу не уезжал без призов, «Нелюбовь» может претендовать на самые серьезные награды.

Отдельно хочется отметить музыку Евгения Гальперина, неуспокоенную, бьющую на эмоциональный отклик. «Это большой успех Андрея Звягинцева и его постоянной команды, — отметил продюсер картины Александр Роднянский. — И мы очень горды, что впервые за долгое время, еще при объявлении каннской программы, в отношении российского кино были найдены особые слова о том, что у нас наблюдается некая новая витальность, некое возрождение. Глядя на фильмы, поданные в этом году на Кинотавр, могу это подтвердить: много любопытных картин».

Имена лауреатов 70-го Каннского фестиваля станут известны вечером 28 мая.

Взгляд из редакции

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Думаю о судьбе Андрея Звягинцева, новый фильм которого, как пишут коллеги, произвел фурор в Канне. Удивительно насыщенный путь прошел этот режиссер на наших глазах. Он стартовал поздно — в канун своего 40-летия поставил фильм «Возвращение», завоевавший два «Золотых Льва» в Венеции. А уже в 50, сняв «Левиафан», получивший «Золотой глобус» и номинированный на «Оскар», стал главной фигурой в российском кино и одним из лидеров кино мирового. Думаю, произошло это потому, что Звягинцев, при всем своем стихийном, потаенно созревавшем таланте, не рассматривает режиссуру как профессию, или средство добывания денег, или даже увлечение, весьма, возможно, приятное. Мне кажется, режиссура для него — служение, миссия, сжигающая душу страсть. А только так и можно добиться в искусстве истинных вершин.

И еще...Андрей Звягинцев — один из немногих в нашем кино, кто, как мне кажется, живет по пушкинскому завету: «Самостоянье человека — залог величия его». Он не входит ни в какие советы, не возглавляет фонды и студии, не примыкает ни к каким группам и группировкам, не угождает ни власти, ни церкви, ни зрителю. «Ты царь и Бог, живи один», — сказал поэт, адресуясь другим художникам. Именно так и живет, по моим наблюдениям, Андрей Петрович Звягинцев. И своей судьбой, своими фильмами убеждает нас в исключительной правильности такого жизненного подхода.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6185
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4782
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....