Главная Культура 00:05 19 Мая 2017 3283
Развод на фоне обстрелов Донбасса

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева стала первой премьерой главного конкурса Канн

Екатерина Ченчиковская, спецкор «Труда», Канны

В Каннах в среду вечером открылся 70-й международный кинофестиваль. Заявлены десятки мировых премьер, в главном конкурсе — 19 лент, включая работы прославленных Михаэля Ханеке, Софии Коппола, Франсуа Озона... Особенно отрадно серьезное российское присутствие в программах смотра: в том же главном конкурсе — фильм «Нелюбовь» нашего Андрея Звягинцева, «Кроткая» украинского режиссера Сергея Лозницы с актерами екатеринбургского Коляда-театра на современном отечественном материале. В программе «Особый взгляд» — дебют молодого российского режиссера Кантемира Балагова «Теснота»... Ну и свежие внеконкурсные работы Романа Полански, Дэвида Линча: последний представит ни больше ни меньше как новый сезон культового сериала «Твин Пикс». А также — кинопремьеры в формате виртуальной реальности, крупнейший в мире кинорынок и много чего еще.

Традиционная красная дорожка, дамы в блистательных вечерних туалетах, мужчины в смокингах — дресс-код распространяется здесь и на фотографов у легендарной лестницы фестивального дворца, и на ловцов лишних пригласительных на подступах, ведь если повезет с билетом, надо заранее быть на каблуках или при бабочке. Все, как всегда — только вот через рамки металлоискателей участники, гости фестиваля и аккредитованные журналисты проходят на просмотры впервые. Меры безопасности на этот раз, по признанию организаторов, беспрецедентные, сродни тем, что принимают на саммитах «большой двадцатки». Намекают, что наблюдатели-физиономисты в штатском незаметно внедрятся даже в толпу на пляжных вечеринках. Открыто же за порядком будут следить сотни правоохранителей всех мастей, от кавалеристов до вертолетчиков.

Хозяйкой церемонии открытия выступила неувядающая Моника Беллуччи, в полупрозрачном иссиня-черном платье и роскошном бриллиантовом колье, одолженном актрисе ювелирной фирмой-спонсором. Впрочем, рядом на сцене главного фестивального зала Люмьер красовалось еще более драгоценное для всех собравшихся изделие — Золотая пальмовая ветвь, которую получит победитель. Награды через 12 конкурсных дней распределит жюри под председательством режиссера Педро Альмодовара. Постоянный участник каннской программы, знаменитый испанец сам никогда главного приза здесь не удостаивался. Но нарезка из ярких и страстных картин мастера будто напомнила залу, что это, скорее, досадное упущение. Еще до того, как приступить к ответственной работе, Альмодовар оказался втянут в дискуссию, которая обещает стать одной из главных на фестивале: выживет ли кинопрокат перед нашествием интернет-платформ, где фильмы стали появляться, минуя кинотеатры. Дон Педро признался, что свои произведения предпочел бы видеть именно на большом экране, и выразил надежду, что традиции походов в кино не отомрут. Фестиваль же выступил с заявлением, что со следующего года не примет в конкурс фильмы, которые предполагается распространять через сеть, а не выпускать в прокат.

Впрочем, главное для оценки фильма — все же его качество. Открылся юбилейный Каннский фестиваль «Призраками Исмаэля» французского режиссера Арно Деплешана. Эклектичная лента, где перемешано несколько жанров, от триллера до мелодрамы и комедии, напомнила о многоликости кинематографа. Главный герой — постановщик, работающий над новой картиной с запутанной шпионско-дипломатической интригой. Персонажи оказываются то в Восточной Европе, то на постсоветском пространстве, вплоть до Таджикистана. Автор же в это время строчит сценарий у себя дома и разбирается с двумя любимыми женщинами-музами, бывшей и нынешней. Актерский треугольник в составе популярных во Франции Матье Амальрика, Шарлотты Генсбур и Марион Котийяр украсил и экран, и каннскую дорожку. Но в целом пресса приняла внеконкурсных «Призраков Исмаэля», скорее, прохладно. А вот фильму Звягинцева уверенно аплодировали.

«Нелюбовь», снятая без господдержки, была закончена буквально накануне фестиваля. Досъемки шли вплоть до начала апреля. Андрей Звягинцев снова, после «Елены» и «Левиафана», живописует узнаваемую российскую действительность, быт и особенно нравы. Однако камера его постоянного оператора Михаила Кричмана подает эту действительность так красиво, что порой едва веришь глазам: неужели и впрямь из многоэтажки на городской окраине может открыться совершенно брейгелевский вид на заснеженный перелесок, речку, овраг и детишек, катающихся с горки?.. Впрочем, умиротворенность пейзажей без людей, открывающих картину, лишь оттеняет то, что начинается, когда эти люди в ней появляются. Поскольку они в фильме только то и делают, что изводят друг дружку. Разводится супружеская пара. И муж, и жена уже обзавелись новыми партнерами. Мешается под ногами только их 12-летний сын Алеша. Не дожидаясь, пока раздраженные родители продадут квартиру и сбудут его в интернат, мальчик исчезает. На розыск ребенка подряжается поисковый отряд, поражающий четкостью и слаженностью работы. Осторожная, но все же симпатия авторов к волонтерам контрастирует с довольно злой сатирой на корпоративно-офисную «цивилизацию», где трудится отец распавшегося семейства, и с явным отчаянием, которое вызывает у постановщиков тотальная людская нелюбовь к ближнему, к членам семьи. Словно чужому человеку помочь и сочувствовать проще, чем тому, кто рядом. А если в вас, с подачи режиссера, закипит неприязнь, скажем, к изображенной тут стервозе-матери, возненавидевшей дитя, подождите немного — появится бабушка, в сравнении с которой мать покажется еще терпимой. А затем, глядишь, и во вновь образованных после развода ячейках общества начнется то же досадное взаимное охлаждение и недовольство, и надоедливыми отпрысками, и друг другом.

Семейный конфликт в «Нелюбви» запараллелен с политическим и военным. Фоном в сюжете звучат (поза)прошлогодние телесюжеты об обстрелах в Донбассе. Художественный руководитель Каннского фестиваля Тьери Фремо, представляя картину Звягинцева при объявлении каннской программы, заметил: когда распадаются семьи, страдают дети, когда конфликтуют страны — страдают люди, их населяющие. Похоже, западная публика именно так и «считала» все умозрительные символы, наполняющие фильм, начиная с обрывка красно-белой «тревожной ленты» в руках расстроенного мальчика — такими ленточками обычно ограждают места преступления и прочей опасности. Если бы создатели картины еще больше доверились избранному ими языку знаков, не дублируя его устами персонажей, цена приема только бы возросла. Но и так, учитывая, что Андрей Звягинцев из Канн ни разу не уезжал без призов, «Нелюбовь» может претендовать на самые серьезные награды.

Отдельно хочется отметить музыку Евгения Гальперина, неуспокоенную, бьющую на эмоциональный отклик. «Это большой успех Андрея Звягинцева и его постоянной команды, — отметил продюсер картины Александр Роднянский. — И мы очень горды, что впервые за долгое время, еще при объявлении каннской программы, в отношении российского кино были найдены особые слова о том, что у нас наблюдается некая новая витальность, некое возрождение. Глядя на фильмы, поданные в этом году на Кинотавр, могу это подтвердить: много любопытных картин».

Имена лауреатов 70-го Каннского фестиваля станут известны вечером 28 мая.

Взгляд из редакции

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Думаю о судьбе Андрея Звягинцева, новый фильм которого, как пишут коллеги, произвел фурор в Канне. Удивительно насыщенный путь прошел этот режиссер на наших глазах. Он стартовал поздно — в канун своего 40-летия поставил фильм «Возвращение», завоевавший два «Золотых Льва» в Венеции. А уже в 50, сняв «Левиафан», получивший «Золотой глобус» и номинированный на «Оскар», стал главной фигурой в российском кино и одним из лидеров кино мирового. Думаю, произошло это потому, что Звягинцев, при всем своем стихийном, потаенно созревавшем таланте, не рассматривает режиссуру как профессию, или средство добывания денег, или даже увлечение, весьма, возможно, приятное. Мне кажется, режиссура для него — служение, миссия, сжигающая душу страсть. А только так и можно добиться в искусстве истинных вершин.

И еще...Андрей Звягинцев — один из немногих в нашем кино, кто, как мне кажется, живет по пушкинскому завету: «Самостоянье человека — залог величия его». Он не входит ни в какие советы, не возглавляет фонды и студии, не примыкает ни к каким группам и группировкам, не угождает ни власти, ни церкви, ни зрителю. «Ты царь и Бог, живи один», — сказал поэт, адресуясь другим художникам. Именно так и живет, по моим наблюдениям, Андрей Петрович Звягинцев. И своей судьбой, своими фильмами убеждает нас в исключительной правильности такого жизненного подхода.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9489
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7188
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?