Повышение является следствием "гибкой системы регулирования тарифов", о которой так любят говорить российские железнодорожники. Однако пассажиров волнует другое: почему многим уже не хватает пенсий и заработков, чтобы покупать билеты на поезд?
- Изменения тарифов, касающихся пассажирских перевозок, регулируются не нами, а правительством, - сообщила "Труду" руководитель пресс-службы ОАО "РЖД" Елена Кулакова. - По решению кабинета министров согласованное повышение цен на билеты в общие и плацкартные вагоны не превысит 12 процентов. Однако у компании есть право регулирования тарифов в отдельные сезоны на перевозки в купейных вагонах. Лето - именно такое время.
Причина летнего скачка цен банальна - желание заработать. Как постоянно повторяют чиновники РЖД, пассажирские перевозки в России являются убыточными. Для их осуществления компании приходится заниматься перекрестным субсидированием: брать средства из доходов от грузовых перевозок и восполнять ими потери от пассажирских. В этом году компенсации составят 11,1 млрд. рублей, в следующем они планируются в размере 16,6 млрд., а в 2009 - уже 21,5 млрд. рублей. Повышение стоимости купейных билетов - это попытка найти дополнительные средства.
По мнению Кулаковой, ситуация может измениться в 2008 году, когда по ходу реформирования РЖД будет создана федеральная пассажирская компания. Впрочем, условия ее появления - безубыточность и отсутствие перекрестного субсидирования. А это значит, что вся финансовая нагрузка свалится на плечи пассажиров.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Разговоры про убыточность пассажирских перевозок тем не менее не мешают железнодорожникам жить на широкую ногу. На днях объявлено, что с 3 по 5 августа в Москве пройдет "Кубок РЖД". Поспорят за футбольный трофей и немаленький приз московский "Локомотив", мадридский "Реал", голландский ПСВ. Ожидается, что участие в турнире подтвердят итальянские "Милан" и "Лацио", а также один из аргентинских клубов - "Бока Хуниорс" или "Ривер Плейт". Обслуживать матчи будет один из лучших арбитров Европы - словак Люош Михел. А в оргкомитет турнира войдет член судейского комитета УЕФА Николай Левников, который сейчас и ведет переговоры со словаками.
Понятно, что приезд ведущих клубов повлечет за собой нешуточные траты. Например, по информации "Труда", за обслуживание одного лишь матча Михелу надо заплатить не менее 100 тысяч евро. А такие клубы, как "Милан", "Лацио" и "Бока Хуниорс" за свой приезд в российскую столицу затребуют никак не меньше 1,5 миллиона евро. Что касается призового фонда турнира, то его держат в страшной тайне. Однако, по слухам, победитель получит 800 тысяч долларов, а команда, уступившая в финале, - полмиллиона "зеленых".
Ну и кто за это пиршество футбольных миллионеров заплатит? Похоже, мы с вами. Когда пойдем в билетную кассу железнодорожного вокзала.
СПРАВКА "ТРУДА"
Стоимость купейных билетов (сейчас и в июне):
На поезд N 75 от Москвы до Сочи - 4100 рублей, в июне - 4420 рублей. На поезд N 75 от Москвы до Адлера сейчас - 3050 рублей, в июне - 3260 рублей. На поезд N 20 от Москвы до Ростова-на-Дону сейчас 3100 рублей, в июне - 3260 рублей.