Главная Жизнь 00:03 19 Марта 2014 3658
Садовое кольцо вновь станет садовым?

Авторы оригинальной концепции Генплана Москвы предлагают вернуться к старым, но до сих пор не реализованным идеям

Елена Широян

«Москва: сценарии развития» — так дерзко названа выставка, открывшаяся в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. В экспозиции мало эстетских рисунков, больше чертежей и макетов. По стенам — схемы, где варьируется план города, и фотографии Москвы, напоминающие игру «найди семь отличий». Однако не спешите — вглядитесь! Речь идет о концепции радикального переустройства российской столицы.

Архитектурно-градостроительная компания «Яузапроект» предложила стратегический мастер-план города Москвы, возможно, спорный. Поскольку отвергнуто извечное стремление «В Москву, в Москву!» — сиречь в самый центр, к Кремлю. В основу проекта архитекторы Илья Заливухин, Иван Астафуров, Мария Виноградова-Франк, Екатерина Власенко заложили свое видение города как многоцентричной системы самостоятельных районов, «нарезанных» по-новому, но с учетом архитектурного наследия, сложившейся застройки, природы и экологии. В концепции нет мелочей, важна каждая улица, бесценны лесные массивы и водоемы. Цель — сделать каждый район максимально удобным для жизни, дать ему свой микроцентр и развитую инфраструктуру. А еще авторы проекта замахнулись на то, чтобы победить одну из страшнейших проблем — транспортный коллапс.

Почти век назад Михаил Булгаков сетовал: москвичей испортил квартирный вопрос. К этому прибавилась другая порча — пробки на многие километры. Автору «Белой гвардии» случалось висеть на подножке трамвая, но все-таки он ехал. Нынешний трамвай или автобус часто безнадежно стоит...

Куратор выставки, глава «Яузапроекта» Илья Заливухин убежден: метод борьбы с такой ситуацией есть. Пора создать новый транспортный каркас, способный стать базой для полноценной скоростной системы. Но этот стремительный поток машин, а может, и поездов нужно «развести» с теми, кто на умеренной скорости ездит внутри жилых районов Москвы и между ними. Здесь удобные зеленые улицы, светофоры, широкие тротуары, велосипедные дорожки. Общественный транспорт без лишнего шума движется по выделенным полосам, пассажиры садятся в автобус рядом с домом, пешеходы переходят дорогу только по зебре — и никаких ступенек под землю, ненавистных инвалидам! Возможно, москвичи начнут ощущать себя так же, как жители Парижа, Берлина или Вены — городов, известных спокойным повседневным комфортом. Стоит лишь разделить дороги на улицы внутри кварталов и скоростные магистрали. Первые строить не надо — достаточно модернизировать то, что создано уже давно, как Ленинский проспект, Измайлово или Черемушки. Расширить тротуары, изменить освещение, вернуть озеленение, уплотнить застройку — вместо девятиэтажек построить высотки по современным стандартам. Убрать разделительную полосу на той же Ленинградке, ставшей примером «недомагистрали», как называет Заливухин наши, с позволения сказать, хайвеи: «Вот это и была бы реконструкция Ленинградского проспекта, ведь нужно говорить об улучшении его функционирования. Но функция пространства для жизни не менее важна, чем машины».

Совсем уж крамольным может показаться предложение сузить Садовое кольцо, вновь насадить деревья, развить инфраструктуру в первых этажах зданий, где будут кафе и магазины, пустить легкий трамвай или электрический автобус — таким будет центр района, которого пока нет на карте....

В пример Илья приводит Кутузовский проспект — «наши Елисейские Поля». Как и культовая улица Парижа, он мог бы стать местом для общения, вечерних прогулок, неспешных покупок — все это и есть город. А все магистрали — хайвеи — должны заканчиваться на Третьем транспортном кольце.

До него на пути — элитные районы: Академический, Тимирязевский, Химки, Сокол, Черемушки. Все это ценные территории, их нельзя разрезать скоростными дорогами. Ряд районов — Кунцево, Фили, Измайлово, Юго-Западный — еще в сталинском Генплане 1935 года были заложены как отдельные города. По сути, аналог им — Большой Лондон! Там тоже свои улицы и проспекты. И парки — общественные гостиные.

Прекрасные в 1950-е проспекты и улицы вроде Тверской попали в заложники расширения дорог. В «Яузапроекте» его считают ошибкой: результат — улицы-гибриды, где грохочет транзитный транспорт. Там жить неудобно, а ездить быстро невозможно. Но можно их разгрузить и вновь превратить в полноценные проспекты, похожие на Севастопольский бульвар Парижа. Каждый такой район, например у Речного вокзала, может жить как единый город вокруг воды или рядом с парком. При правильном использовании территории жители не захотят по поводу и без повода бежать в исторический центр. Ну а если все-таки нужно — к вашим услугам вылетная магистраль: 10 минут — и вы в центре.

Ключ к такому решению Илья Заливухин увидел в Генеральном плане Москвы, который был создан в... 1971 году, но остался невоплощенным. «В расчете на развитие транспортной инфраструктуры большие участки земли оставили незастроенными, но после 1991 года их передали коммерческим застройщикам. Теперь и там выросли офисы и жилые комплексы. Последним резервом остаются промышленные территории и зоны вдоль железных дорог. От того, насколько грамотно будут использованы эти земли, зависит дальнейшее развитие всего города», — говорит архитектор.

Настоящие хайвеи можно проложить через промзоны. Двухконтурные, или дублирующие, дороги — вот выход. Город пересекут всего несколько магистралей, как дублер Кутузовского, но зато они будут работать, а не стоять. К тому же свяжут с центром и областью отдельные районы, по сути — мини-города в границах Большой Москвы. Разветвленная сеть внутрирайонных улиц позволит быстро передвигаться по кластерам и между ними. А для дальних поездок в Московском регионе предусмотрен наземный экспресс, доступный и комфортный. Образцом послужила бы парижская сеть RER, или «Периферик», кстати, совпадающая в диаметре (10 км) с нашим Третьим транспортным кольцом, или берлинская городская электричка S-Bahn — транспорт экологически чистый и безопасный. Только проходит он не по существующим улицам, а вторым контуром — на эстакадах, в «лотках» (на 3 метра ниже уровня земли) и туннелях. А близ «Москва-Сити» можно было бы создать вокзал, заменяющий сразу Киевский, Белорусский, а может, и Павелецкий. Такие многоуровневые вокзалы со множеством пересадок давно служат в европейских городах.

«Городу — любому! — нужны все те транспортные системы, которые используются в мире. И личный, и общественный транспорт может быть и скоростным, и внутриквартальным, как трамвай, — считает автор проекта. — Но без транспортного каркаса города не существует. Вопрос в том, где и как спроектировать этот каркас, чтобы он не мешал людям. Нужно интегрировать его в ткань города. И сделать это можно только за счет незастроенных промзон и территорий вдоль железных дорог. А там, где живут люди или находятся парки, нужно устроить туннели. Но важно, чтобы этот каркас был единой системой, как метро, он не может быть разомкнутым». Выставка вернула из забвения принцип развития, который учитывает как специфику отдельных районов, так и связность этих районов между собой.

Все больше людей предпочитают жить одни - без супругов, без детей, без родни

Надежда Гужева
Труд
Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Тяга к одиночеству — мировая тенденция, особенно затрагивающая развитые страны. Ученые называют это скучным термином «домохозяйства, состоящие из одного человека». И Россия тоже в тренде. Как отмечает...

80 лет назад Советская армия пошла на штурм столицы прусского логова

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
В Кенигсберге враг обещал «устроить русским немецкий Сталинград». Но город продержался всего четыре дня. Фото: Scherl/globallookpress.com

В ходе Восточно-Прусской операции, начавшейся 13 января 1945-го, уже через две недели Красная армия дошла до Кенигсберга. А 29 января город был окружен. Однако стремительный 100-километровый бросок дался дорогой ценой....

Жизнь 00:01 / 25 Апреля 2025 5498
Календарь: 25 апреля

80 лет назад состоялась историческая встреча на Эльбе

Труд
Старая черно-белая фотография встречи советских и американских войск 25 апреля 1945 года на мосту через Эльбу. Фото: © Rosseforp, globallookpress.com

1719 В Лондоне вышло первое издание романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». 1792 Установленное в Париже доктором Жозефом Гильотеном устройство выдержало первое испытание, отрубив голову разбойнику Николя Жаку Пеллетье....

Командование противника держало против российской армии только две бригады территориальной обороны

Фото: Михаил Палинчак/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Командование вооруженных сил Украины (ВСУ) повторило ошибку, допущенную российскими генералами в августе 2024 года. Об этом сообщил в своем Telegram-канале военный корреспондент Юрий Подоляка. «Фактически военное командование ВСУ здесь...

Жизнь 00:01 / 28 Марта 2025 4955
О собаках и людях

Хороших решений проблемы бродячих собак пока не найдено

Александр Киденис
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

Всего месяц радовала благовещенских жителей и гостей города лебединая пара, выпущенная биологами в Ивановское озеро. Потом белоснежную лебедушку растерзали бродячие собаки, и вдовец еще долго рассекал водную гладь в поисках...

Жизнь 00:10 / 25 Апреля 2025 4950
За наезд ответят

Первые иски к кикшеринговым компаниям появились сразу в нескольких районных судах Петербурга

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Конечно же, владельцы бизнеса всеми силами будут доказывать, что они тут ни при чем. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Это свершилось под напором возмущенных граждан, ставших жертвами на тротуарах и пешеходных переходах. В сентябре 2024-го на Татьяну наехал электросамокат с несовершеннолетним подростком за рулем. Жертва ДТП получила...

Жизнь 20:01 / 26 Апреля 2025 4666
Последняя колонка

В Калининграде получили первую партию черной икры

Труд
Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

Умный дрон вернется В Новосибирском государственном университете создали беспилотный летательный аппарат, способный доставлять грузы в труднодоступные районы. На испытаниях дрон успешно перелетел Обское водохранилище и доставил...

Выведена формула: чем выше каблуки, тем больше хромает экономика

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Pat Lyttle, globallookpress.com

Оказывается, состояние экономики можно измерять не только скучными цифрами, отражающими уровень инфляции, ВВП и курс доллара. Найдены показатели позабавнее и поточнее. Такие, например, как индексы женских юбок и мужских галстуков —...

Ветеран СВО, оставшись без ног, личным примером помогает инвалидам войны побороть страх перед неизвестностью

Андрей Гореловский
Труд
«В тот день я ощущал себя счастливым маленьким ребенком, который делает первые шаги, падает, поднимается, плачет, смеется и снова идет». Фото автора

«С какими чувствами мы возвращаемся с войны? Если честно, то с определенным страхом, понимая, что адаптироваться к мирной жизни будет непросто. Особенно это касается тех, кто получил в бою серьезные ранения, —...

Может, государству стоит обратить внимание на проблемы миграции?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Московская полиция наведалась в банный комплекс «Бодрость». И покинула его в компании без малого 60 мигрантов

События прошлой недели вновь ставят вопросы пребывания иностранцев в нашей стране. В минувший понедельник, 14 апреля, СМИ сообщили, что кладовщик из «Яндекс Лавки» и повар из ООО «Урюк» были...

Жизнь 00:10 / 18 Апреля 2025 4090
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Недавно был обнародован рейтинг российских регионов по качеству жизни. В лидерах — Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Самарская, Ленинградская, Калининградская, Ростовская области и Краснодарский...

Жизнь 17:01 / 08 Мая 2025 3886
Последняя колонка

В преддверии курортного сезона активизировались поддельные сайты по бронированию отелей

Труд
Фото: © Aleksey Smyshlyaev, globallookpress.com

Еще один солдат не без вести пропавший: Члены чувашского отряда «Память» нашли останки солдата, павшего смертью храбрых 83 года назад. Волонтеры проводили раскопки на месте боевых позиций пехотного полка возле приволжского...

Жизнь 20:01 / 29 Марта 2025 3821
Последняя колонка

В одном из дворов Архангельска появился механизированный дворник

Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Непьющий дворник, причем из местных Архангельский инженер Денис Коробицын решил вопрос уборки снега возле своего многоквартирного дома. Умелец изобрел радиоуправляемую снегоуборочную машину, которая за полчаса очистила двор от сугробов....

Противник понес их за минувшие сутки в зонах ответственности группировок войск «Центр», «Восток» и «Днепр»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Центр», «Восток» и «Днепр» Вооруженных сил России уничтожили за минувшие сутки без малого 800 украинских военнослужащих. Об этом сообщает в социальной...

Это поселок заняли подразделения группировки войск «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ

В ходе специальной военной операции Вооруженные силы России освободили населенный пункт Новое в Донецкой Народной Республике. Об этом сообщила в социальной сети «ВКонтакте» пресс-служба Министерства обороны РФ. Это поселок, который...

У россиян в массе безэмоциональные «покерные лица»

Надежда АРАБКИНА, спецкор "Труда"
Труд
На уроке сценического мастерства. Фото: ru.freepik.com

На занятиях по актерскому мастерству люди от 18 до 65 лет включительно пытаются изобразить эмоции на своем лице. Упражнение называется «Вам письмо». «Актер» вытягивает случайное послание и,...