Пожалуй, хуже всего ситуация складывается у СПС, "Яблока" и "Патриотов России". Помимо долгов за агитацию, им придется смириться еще и с потерей внесенного в ЦИК залога в размере 60 млн. рублей. Этих потерь могло бы и не быть, если бы на этапе регистрации партии решили собрать в свою поддержку по два миллиона подписей. Но собирать подписи - дело хлопотное и затратное. Внести залог куда проще, тем более что партиям, набравшим на выборах больше 4% голосов, его возвращают.
Однако до заветных четырех или хотя бы трех процентов СПС, "Яблоку" и "Патриотам России" оказалось куда дальше, чем до банкротства. СПС, например, набрал всего 0,96%. Кроме того, после сокращения финансирования со стороны РАО "ЕЭС" партийцы были вынуждены продать свой офис - особняк на Малой Андроньевской улице. Сейчас правые занимают это помещение на правах аренды. Еще свеж в памяти и скандал с невыплатой зарплаты агитаторам от СПС. Чтобы хоть как-то преодолеть ситуацию, лидер московского отделения СПС Борис Надеждин даже заложил свой офис в Долгопрудном и продал две машины - "Audi А6" и "Grand Cherokee".
- Деньги были нужны срочно, 7500 человек ждали зарплату, поэтому я вынужден был пожертвовать своим имуществом, - рассказал "Труду" видный либерал. - Люди же не виноваты в том, что у нас отняли голоса. Я и кредит в банке взял, чтобы с агитаторами рассчитаться. Теперь моя мечта - рассчитаться со всеми моими кредиторами до Нового года.
В других политических партиях ситуация более оптимистичная. "По нашим подсчетам, мы должны не более 100 миллионов рублей, - рассказал "Труду" заместитель председателя "Яблока" Сергей Митрохин. - У нас есть возможность выплатить часть долга сейчас, будем и дальше привлекать средства".
В "Гражданской силе" подсчетами долгов еще не занимались. "Сейчас мы изыскиваем резервы и возможности, чтобы рассчитаться с государством, - заявили "Труду" в пресс-службе партии, - мы намерены поступить строго по закону и вернуть деньги".
Кто и сколько должен, окончательно решит ЦИК. "Сейчас ведутся соответствующие подсчеты", - пояснили в пресс-службе Центризбиркома. Дело это небыстрое - результат обещают только через три месяца.