Такое ощущение, что весь мир ополчился на Россию. То норовят на Олимпийские игры не пустить, то за каждым чихом ищут русских хакеров. А ведь таких надежных и бескорыстных друзей, как мы, еще поискать надо. Чего стоит один только факт: с 2000 года Россия списала долгов другим странам на 140 млрд долларов...
Анатолий Вассерман, политический консультант
— Контракты между государствами, как правило, заключаются надолго. А за время их исполнения обстоятельства меняются подчас драматически. Скажем, из-за падения цен на нефть Венесуэла почти разорилась. Поэтому мы встали перед выбором: либо простить ей долг, но сохранить возможность сотрудничества, либо поссориться из-за денег. Увы, друзьями считать можно только тех, кто всерьез от нас зависит. В нынешних реалиях не до дружбы. В долгосрочной перспективе Венесуэла — наш союзник. В обмен на нашу поддержку она предоставляет плацдарм расширения российского влияния в Латинской Америке.
Леонид Радзиховский, публицист
— Раздача денег позволяет надувать щеки, изображая сверхдержаву. Бесплатных друзей не бывает. А за деньги и бонусы — пожалуйста. Белоруссия, Армения... Сирия президента Асада. С Ираном дружим. С турками активная торговля. Но дружба тут особенно ветреная. Китай? Тут тоже все не так просто. Торговый оборот Китая и США в 10 раз больше, чем с Россией. И технологическое, и гуманитарное сотрудничество у них развито куда масштабнее. Мы дружим против Запада. С таким подходом далеко не уедешь.
Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций
— Большинство долгов мертвы и уходят корнями в советские годы. Часто вместо денег выгоднее получить с должника ресурсы или перспективу долговременного сотрудничества. В свое время Вашингтон финансово поддерживал Ирак — и развернул там нефтедобычу. А «Роснефть» осваивает месторождения венесуэльской нефти. В более тучное время Венесуэла закупала у нас военную продукцию и вскоре будет покупать зерно. Похожая история с Алжиром, Индией. Так что не упрощайте проблему!
Константин Крылов, лидер Национально-демократический партии
— Для простых граждан смысл таких сделок загадочен. Все рассуждения, будто Россия должна платить за дружбу во имя наращивания влияния, напоминают поиски верной жены в публичном доме. У России нет искренних союзников. Только страны, которые берут наши деньги с довольно неясными перспективами. Может быть, нам уже хватит оплачивать любую улыбку, даже кривоватую, в наш адрес?