Дефолт 98-го вдвое увеличил клиентскую базу психологов. По словам тех, кто уже работал в то время, вдруг начало твориться что-то невообразимое: кабинеты психологов начали осаждать люди, которые потеряли работу, огромные деньги или вообще весь свой бизнес. Нельзя сказать, что сегодня, как и десять лет назад, люди бегут за психологической помощью наперегонки, но почти все психологи, с которыми "Труду" удалось поговорить, отмечают рост числа обращений. Тому, что работы становится больше, психологи, на первый взгляд, не очень-то и рады: увеличение количества отрицательных эмоций, с которыми приходится ежедневно сталкиваться, по их словам, не может не отражаться на их собственном состоянии.
Анна Мухина, психолог-консультант Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии", рассказывает, что у них прибавилось клиентов, впервые оставшихся без работы и столкнувшихся с весьма сложным рынком труда. "Представьте себе, к нам приходит человек, который последние 8-10 лет успешно строил карьеру в рамках одной компании, а тут его уволили". Состояние людей, которых жизнь впервые сильно ударила по голове, трудно назвать нормальным, и оно передается психологу. "Конечно, психологи - такие же живые люди, как и все: мы устаем, испытываем стресс и переживаем, - говорит Анна. - Справляться со сложными обстоятельствами помогают профессиональные навыки, хотя очень часто бывает "сапожник без сапог" и в нашей профессии. Спасает понимание того, что не стоит замыкаться в себе. Если от клиентов становится совсем невмоготу, идем к коллегам, которые в состоянии помочь".
У некоторых психологов есть нетрадиционные методы борьбы с неизбежным в их работе негативом. Андрей Коновалов, практический психолог, говорит, что справляется с профессиональными проб-лемами легко: "Когда у нас на работе аврал, то, конечно, мы устаем. Но мы - люди подготовленные и умеем правильно расслабляться, не впадая в депрессии и не прибегая к алкоголю и наркотикам. В моем случае, когда бывает нелегко, я обращаюсь к медитации, а также молитвам".
Один из наиболее действенных способов борьбы со стрессами, по словам практического психолога Дмитрия Синарева, - искусственное ограничение количества приемов. "Психолог устает так же, как и все другие обычные люди, - уверяет Дмитрий. - Например, я взял за правило не проводить больше двух консультаций в день, если люди мне не знакомы и пришли на прием в первый раз. Мне приходилось работать и по 11 часов в день, но, как бы я ни старался помочь всем желающим, все равно пришел к выводу, что подобная гонка негативно влияет на качество работы".
ВЫ БЫ В ЛЕТЧИКИ ПОШЛИ
Впрочем, пока психологи не настолько загружены, чтобы не вести борьбу за клиентов. Когда по каким-то причинам их становится меньше, для психологов как для людей, которым присуще нормальное желание больше заработать, это повод огорчиться. Виталий Алтухов, психолог-консультант центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии", занимающийся профессиональной переориентацией, рассказал "Труду", как кризис отразился на их посещаемости. "В последнюю декаду сентября клиентов у нас почему-то стало меньше. Видимо, в этот момент люди замерли и ждали, как события будут разворачиваться дальше. А сейчас мы работаем в прежнем режиме. В месяц к нам приходят 80-100 человек, желающих сменить сферу деятельности".
Пройти тест, помогающий определить, как наиболее грамотно выбрать себе новую профессию, если старая перестала или даже не начала кормить, стремятся, по словам Алтухова, в основном экономисты и юристы. Клиент проходит тест, помогающий выявить его способности, его слабые и сильные стороны. С результатом теста он идет к консультанту, который в ходе беседы выявляет, какая профессиональная область этому человеку больше подойдет. Безусловно, это полезное дело, однако на вопрос, может ли он назвать фамилию хотя бы одного человека, который сначала прошел этот тест, а затем, по прошествии некоторого времени, вернулся в центр и сказал, что это ему действительно помогло, или хотя бы поблагодарил психологов за оказанную помощь, Виктор Алтухов ответил отрицательно. В центре "Гуманитарные технологии" не следят за тем, как в дальнейшем складываются судьбы людей, прошедших у них психологическое тестирование.
КРИЗИСОМ, КАК ФЛАГОМ
Некоторые психологи, зная или предполагая, что вследствие кризиса людям может понадобиться их помощь, разрабатывают специальные, посвященные кризису тренинги. Естественно, они имеют такое название, чтобы потенциальному клиенту было сразу понятно, какую помощь он найдет на этом тренинге. Например, есть тренинги "Я и мировой кризис", "Как пережить финансовый кризис" и так далее. Правда, авторы подобных тренингов часто открыто признаются, что никогда раньше не занимались даже проф-ориентацией, и их продукт направлен в основном на то, чтобы привить людям стрессоустойчивость, что, в общем-то, являлось одной из главных задач психологов и до кризиса. Следовательно, можно предположить, что появление в психологических тренингах слова "кризис" - во многом маркетинговый ход психологов, надеющихся увеличить свою клиентскую базу. Получится ли это - скоро увидим.
ЗАРПЛАТЫ
1000 рублей
получает психолог за двухчасовую консультацию в регионах
4000 рублей
получает опытный московский психолог за двухчасовую консультацию
250 долларов
получает модный американский психоаналитик за 45-минутную консультацию
Начало
ЗИГМУНД ФРЕЙД
брал за свои консультации 1 фунт 13 шиллингов. Столько стоил тогда дорогой костюм из английского сукна. Именно Фрейд определил продолжительность одного сеанса, которую до сих пор соблюдают все западные специалисты - не более 50 минут.