Напомним вкратце, как развивались эти драматические события. 13 ноября в музее "Фонда Джанадда" в швейцарском городе Мартиньи завершилась выставка "Французская живопись из коллекции Пушкинского музея Москвы", где были представлены 54 картины XVII-XX веков. Среди них всемирно известные полотна французских классиков живописи: "Ринальдо и Армида" Никола Пуссена, "Портрет актрисы Жанны Самари" Огюста Ренуара, "Испанка с острова Майорка" Пабло Пикассо, "Собор Парижской богоматери зимой" Альбера Марке, "Сбор плодов" Поля Гогена, а также другие не менее знаменитые картины Мане, Писсарро, Дега, Моне, Курбе, Сезанна, Матисса, рыночная стоимость которых исчисляется миллионами долларов. Так, один только холст Поля Гогена "А ты ревнуешь?" эксперты оценивают в 100 миллионов долларов. На чуть меньшую сумму - 70 миллионов долларов - потянет полотно "Мужчина, курящий трубку" Поля Сезанна. Примерно такими же цифрами исчисляется рыночная стоимость и других картин. Не случайно коллекция была застрахована на сумму более миллиарда долларов, что само по себе говорит о ее ценности.
Более того, от властей кантона де Вале, где проходила выставка, была получена гарантия сохранности картин и их защиты от претензий третьих лиц. После завершения выставки коллекция должна была отправиться на родину. Тем не менее по запросу швейцарской компании "Нога", имеющей давние финансовые претензии к России, трейлеры с картинами были задержаны. У водителей отобрали ключи зажигания, в результате чего была отключена система кондиционирования, обеспечивающая необходимый температурный режим хранения произведений. Судьба картин могла сложиться весьма печально, если бы конфликт затянулся.
Российские власти и общественность резко и оперативно отреагировали на эту беспрецедентную акцию. Энергично действовали наши дипломаты в Швейцарии, своевременно вступившие в контакт со швейцарскими властями. Федеральное агентство по культуре и кинематографии предписало всем учреждениям культуры приостановить все переговоры со швейцарскими партнерами об организации выставок в этой стране. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил о готовности свернуть уже действующие проекты со швейцарскими музеями, в частности, до Швейцарии могла не доехать запланированная выставка произведений Матисса. Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова постоянно информировала общественность о развитии ситуации с картинами, выражая особую тревогу за их сохранность. В беседе с журналистами она назвала сам факт ареста коллекции картин "абсурдным и недопустимым в цивилизованном мире". И добавила: "Нельзя брать в заложники произведения искусства. Случившееся должно стать предметом разбирательства всего мирового сообщества".
Конфликт фактически разрешился в среду вечером после заседания правительства Швейцарии, где, опираясь на 184-ю статью конституции, было принято специальное постановление, отменяющее решения всех кантональных властей, в том числе судебных, в отношении российской коллекции. Кстати, 184-я статья швейцарской конституции применяется крайне редко - когда речь идет о защите национальных интересов. Арест на коллекцию Пушкинского музея был снят.
Картины возвращаются в Москву. На момент подписания номера была завершена погрузка картин на грузовые машины с климатическими установками, и караван в сопровождении швейцарской полиции и представителей российского консульства в Швейцарии отправился к границе. Картины будут доставлены на родину через 3-4 дня. Но вопросы тем не менее остаются. И, может быть, главный из них: как не допустить подобных инцидентов впредь?
ИЗ ДОСЬЕ "ТРУДА":
ИСТОРИЯ ТЯНЕТСЯ С ДАВНИХ ВРЕМЕН
Скандальная история взаимоотношений швейцарской фирмы Noga с российскими властями началась в январе 1991 года. Напомним, в то время полки наших магазинов были пусты. Правительство РСФСР, возглавляемое Иваном Силаевым, решило привлечь кредит консорциума западных банков в сумме 550 миллионов долларов для срочной закупки потребительских товаров и продовольствия. В обмен партнерам предложили мазут и дизельное топливо. Гарантом сделки со стороны Москвы должен был выступить "Внешэкономбанк". Но он тогда подчинялся властям СССР, поэтому внезапно отказался выполнять поручение российского правительства. Тогда и появилось спасительное, как казалось, предложение от главы фирмы Noga швейцарского миллионера Нассима Гаона. Именно он и взял кредиты на Западе на общую сумму 1426 миллионов долларов.
Далее, по сообщениям российской прессы, события развивались так. Ошибка тогдашних российских властей, по мнению специалистов, заключалась в том, что они заключили договор с Noga без посредников. И после срыва соглашения в 1993 году оказались вынуждены отвечать за это государственным имуществом. По словам самого Нассима Гаона, Россия на момент расторжения сделки задолжала ему не менее 300 миллионов долларов. В 1993 году законность требований признал суд Люксембурга. Через четыре года - и Стокгольмский арбитраж, правда, сокративший однако сумму претензий до 63 миллионов долларов.
Все минувшие годы швейцарская сторона пытается вернуть свое путем арестов российского имущества за рубежом. Так, в 1993 году Люксембургский суд наложил обеспечительный арест на часть находящихся в этой стране и в Швейцарии активов правительства РФ, ЦБ, Минэкономики, Минфина и других ведомств. В 2000 году во Франции были заблокированы счета российских дипломатических служб и ряда наших компаний. Через два месяца в порту Брест с той же целью задержали парусник "Седов". На следующий год Noga попыталась арестовать наши истребители Су-30МК и МиГ-АТ, прилетевшие на авиасалон во французский город Ле Бурже. Во всех перечисленных случаях Москве удалось отстоять свое имущество.
Неурегулированность проблемы признает и наша страна. Однако нынешние министры готовы обсуждать куда менее внушительные суммы - не более 55 миллионов долларов плюс проценты. Швейцарцу предложены меры внесудебного урегулирования на условиях погашения долгов СССР, то есть в виде ценных бумаг.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Константин КОСАЧЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по международным делам:
- Неожиданностью для России арест картин не стал. Фирма Noga, не имея должного решения судов и согласительных комиссий, периодически пытается шантажировать Россию как государство, что для нас является неприемлемым. Организаторы выставки картин Пушкинского музея прогнозировали поползновения со стороны Noga и предварительно заручились гарантиями швейцарских властей. Но в последнее время действия и обещания в Берне не всегда совпадают... Правая рука не знает, что делает левая: действия швейцарских судебных приставов выходят за рамки разумной логики, но решение федерального правительства воистину соломоново. К счастью, взаимодействие между российскими и швейцарскими властями позволило оперативно урегулировать эту ситуацию. А чтобы таких неприятных казусов не произошло в дальнейшем, Минфин РФ должен, не поступаясь национальными интересами, приложить все силы, чтобы окончательно и бесповоротно урегулировать ситуацию с фирмой Noga.
Алексей МИТРОФАНОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству:
- Россия сегодня не бедная родственница десятилетней давности, а достаточно богатая страна с профицитным бюджетом. Поэтому бегать от долгов нам не пристало, надо платить. По дисконтам, с выгодой для себя, но долг Noga надо закрыть. А позиция властей Берна, отпустивших картины с Богом, понятна: у Швейцарии нет нефти, нет производств, только доброе имя, традиции соблюдения банковской и коммерческой тайн. Федеральные власти Швейцарии поняли, что арест выставки - серьезный удар по репутации страны в мире. Кто будет вкладывать деньги в их банки, где арестовывают материальные ценности без обоснованного судебного решения?