День, когда они стали родителями, празднуют во всем мире, ведь это — Рождество Богородицы! Православные отмечают его 21 сентября, католики — двумя неделями раньше. А 22-го в православных храмах еще и особо поминают родителей Марии, чьи имена, кстати, и без того каждый день звучат на службе. Кто же они, столь чтимые церковью бабушка и дедушка Спасителя, так никогда и не увидевшие своего внука, но немало претерпевшие, чтобы он пришел к нам?
Давайте знакомиться. Иоаким и Анна, супружеская чета из Назарета, что в Галилее. Люди совсем не бедные, знатные: он — из царского рода Давида, она — из не менее известного рода Аарона, брата Моисея, ставшего когда-то первым еврейским первосвященником. Вот одно из самых древних изображений Анны: датируемый VIII-IX веками фрагмент фрески из собора в Фарасе (Нубия, ныне Судан). Расшифрован и знак — поднесенный к губам палец. Согласно молитвенной практике христианских монашеских общин Египта, это символ тихого чтения Псалтири, то есть намек на благочестивость.
Анна с Иоакимом и в самом деле были людьми праведными. В Протоевангелии Иакова (II век), откуда мы черпаем сведения о родителях будущей матери Христа (в Священном Писании о них нет ни слова), сказано, что Иоаким приносил двойные дары Богу. Но ни жертвы, ни щедрая милостыня, ни благочестивая жизнь не помогали: годы шли, а супруги оставались бездетными. Люди шептались: в Израиле бездетность расценивалась как свидетельство особой немилости свыше. Однако Иоаким и Анна не теряли надежды.
Но однажды в праздник, когда Иоаким, как обычно, принес дары в Иерусалимский храм, его оттеснили от жертвенника — дескать, не имеешь права, раз не дал потомства. Потрясенный, тот ушел в пустыню, где пасли стада его пастухи, и решил не возвращаться домой, пока не выяснит, за что ему такая кара. На фреске Джотто из капеллы Скровеньи в Падуе (Италия, начало XIV века) запечатлен момент, когда утомленный 40-дневным постом Иоаким заснул и увидел ангела, который возвестил, что их с Анной молитвы услышаны, она родит, и об их потомстве будут говорить во всем мире. И велел идти в Иерусалим, где у Золотых ворот его встретит жена. «...И Иоаким обрел покой в своем доме». По этой фразе из апокрифа можно понять, сколь непростыми были для этих двух уже немолодых людей десятилетия надежды и смирения.
Вымаливая дитя, Анна дала обет посвятить ребенка Богу. Так было принято: при Иерусалимском храме воспитывалось много «обетованных» детей. Девочки потом становились женами священников и знатных людей, а мальчики служили в храме. Супруги поселились в Иерусалиме, неподалеку от дома милосердия Вифезда, при котором находились купель и лечебница. В те времена иудейские женщины, если ожидались сложные роды (а у Анны они не могли быть простыми — возраст!), обращались сюда за медицинской помощью...
Сейчас здесь по соседству расположены греческий монастырь Святой Анны и католическая базилика того же имени. И православные, и католики утверждают, что именно в пещере под «их храмом» и родилась дева Мария. Но в главном они сходятся: Анна родила дочь именно здесь, неподалеку от Львиных ворот и Овечьей купели — той самой, где меньше чем через полвека ее внук исцелит расслабленного, долгие годы ожидавшего помощи (мы знаем об этом из Евангелия от Иоанна).
Фрагмент фрески из собора в Фарасе (слева). Мозаика XI века из монастыря Дафни (справа). Фото из открытых источников
Перед нами — одно из ранних, канонических изображений Рождества Богородицы: мозаика XI века из монастыря Дафни, что на северо-западе Афин (Греция). Анну окружают женщины и девы с подарками, тут же, внизу, служанки купают младенца. Среди пришедших с дарами, возможно, есть и те, кто осыпал ее насмешками на улице, но жена Иоакима не была злопамятна. Кстати, самого счастливого отца нет: по иудейскому закону в определенные моменты мужчина не должен входить на женскую половину. Однако позже, после XIII века, его-таки «впустят» в сюжет. Сначала Иоаким будет выглядывать из башенки или стоять в проеме двери, а потом постепенно станет «продвигаться» ближе к жене, пока, наконец, на картинах и иконах XVIII-XIX веков не займет место за трапезой у ложа Анны. Когда девочке минуло 14 дней, ей дали имя Мариам, по-еврейски «госпожа». Но родители чаще называли дочку Мария, то есть возлюбленная: выстраданное и бесконечно любимое дитя. С которым совсем скоро предстояла разлука. Только Иоаким и Анна знают, чего им стоило не нарушить обет (а ведь тогда вся история мира пошла бы по другому пути). Но единственное, что позволила себе Анна, — это уговорить Иоакима отсрочить на год срок исполнение обета. Но в три года Марию отвели в храм...
Тициан. Введение во храм. Фото из открытых источников
На картине Тициана (1534-1538) мы как раз и видим этот Иерусалимский храм. Второй, а по сути третий после перестройки, затеянной царем Иродом в конце I века до н. э. До наших дней сохранилась только его западная стена — сейчас это Стена Плача — и частично разрушенные ступени. Вот по этим-то громадным ступеням и вскарабкивается трехлетняя девочка, впервые расставшаяся с родителями (Иоаким и Анна припали к лестнице внизу, с замиранием сердца следя, не испугается ли их дитя, не повернет ли обратно). Замерли и все свидетели этой сцены. Наверху Марию встречает первосвященник Захария (тот самый, у которого потом родится сын Иоанн, ставший Крестителем). А дальше случится и вовсе фантастическая вещь: первосвященник, по особому пророческому вдохновению или по подсказке свыше, ввел Деву Марию в Святая святых, где хранилась скиния Завета и куда сам он мог входить только раз в году. В Библии сказано, что в особые моменты иудейской истории над скинией являлось облако — символ присутствия Господа. Явилось оно и теперь, и маленькая девочка, как сказано в предании, от радости начала прыгать и скакать. И полюбил ее весь народ...
Собственно, события этого удивительного дня послужили основой для еще одного большого праздника — Введения во храм Пресвятой Богородицы, который православная церковь отмечает 4 декабря. А история Иоакима и Анны на этом заканчивается. Дальше начинается история Спасителя. Их внука, которому они помогли прийти в этот мир.