А вот жителям домов 32 по Староконюшенному переулку, 35/37 по Большому Афанасьевскому переулку, 23 и 25 по улице Арбат завидовали все соседи: у них был свой ухоженный дворик-"колодец". Не очень большой, но на нем все же хватало места для палисадника, который жильцы любовно выращивали лет 30.
К этому же двору примыкало небольшое, не очень ухоженное и полузаброшенное двухэтажное здание постройки 1871 года - "Дом Пороховщикова". Известие о том, что старый дом будет отреставрирован и превращен в памятник архитектуры, жильцы поначалу восприняли если не с энтузиазмом, то с пониманием: станет одной достопримечательностью в Москве больше, что ж плохого?
Однако старинный дом не спешил обрастать реставрационными лесами. Вместо этого во двор неожиданно вторглась всевозможная строительная техника, рабочие начали выкапывать деревья и разорять тот самый палисадник, что с такой любовью годами взращивался. Дворика, который, между прочим, официально относится к заповедной зоне "Арбат" и занесен в красную книгу префектуры Центрального административного округа, за считанные дни лета, по существу, не стало. Его обнесли строительным забором, почти вплотную примыкающим к стенам домов, заработали экскаваторы и буровые установки. Ничего не понимающие жильцы, которым теперь приходится пробираться к своим подъездам через тропу между стеной и забором, бросились звонить и писать письма в районную управу.
Что это за реставрация такая, ведь памятник архитектуры находится в углу двора, а огородили весь двор? В управе пожимали плечами: "не знаем, проект еще не утвержден". Но тогда почему ведутся работы, уничтожаются деревья? Ведь по столичным законам нельзя сорвать ни веточки, пока официальная документация не пройдет согласование в "Мосгорэкспертизе"?
Проект строительства был все же утвержден. В нарушение правила - "задним числом", когда работы уже шли (это подтверждается документами). Жильцы ознакомились - и ахнули. После того как "Дому Пороховщикова" вернут "исторический облик", он будет занимать всю территорию двора, вплотную подступая к фасадам жилых зданий. Согласно проекту реставрации получается, что дом этот (напомним, построенный в 1871году) являл собой пятиэтажное строение жилищно-офисного типа, выполненное из стекла и бетона. Самое интересное (как прозорливы, оказывается, были архитекторы позапрошлого века), в "памятнике архитектуры" предусмотрены подземные автомобильные стоянки на семь машино-мест!
А жильцам не до шуток. "Под видом реставрации идет строительство современного коммерческого жилого дома, - возмущается председатель совета ветеранов дома N32 Нина Ивановна Кондакова. - Мы уверены, что столичного мэра и префекта ЦАО просто ввели в заблуждение, ведь они же не могли такого разрешить. Пожалуйста, сообщите через газету о том, что происходит. Помогите остановить это безобразие, если не поздно".
Терпеливо выслушиваю жалобы жильцов (почему бы представителю строителей загодя не разъяснить все?): "Мы боимся, что наши дома обвалятся. Слишком уж близко к стенам идет стройка, а здесь неустойчивый насыпной грунт и плавуны. Когда работают экскаваторы - стены трясутся, люстра качается". "Я живу на четвертом этаже. В нашей квартире (не говоря о тех, что ниже), когда построят этот дом во дворе,- не будет солнца". "У меня три внука. Теперь наш дворик разорили, им негде гулять..."
В надежде прекратить стройку и восстановить палисадник жильцы недавно обратились в Таганский суд, собирают подписи под коллективным письмом на имя мэра. По мнению некоторых юристов, основания для вмешательства в ситуацию есть. Жильцам, рассказывают они, добавляет надежд свежий в памяти случай, когда столичный мэр остановил строителей, вырывших котлован под офисное здание во дворе дома в Большом Кисловском переулке...
Тем временем в управе района Арбат нам сообщили, что описанный дворик - участок во владении 36 по Староконюшенному переулку, включающий "Дом Пороховщикова" и прилегающие зеленые насаждения, по договору от 10 ноября 1997 года передан в аренду на 49 лет потомку исторических хозяев - Александру Пороховщикову. Таким образом, восстановлена историческая справедливость. Новый хозяин решил эту территорию благоустроить, нашел инвесторов, что ж тут (по мнению управы) плохого?
Вот только, отдавая двор в аренду, почему-то никто не вспомнил о том, что на эту придомовую территорию по закону имеют свои права и хозяева приватизированных квартир в близлежащих домах. Не вспомнил об этом и сам А. Пороховщиков, затевая стройку. Впрочем, он, возможно, и не знает о происходящем, поскольку делегировал права на "благоустройство" некоему ООО.
Относительно вырубленного палисадника в районной управе посоветовали не волноваться: когда закончатся работы, на участке строительства (как записано в договоре) будет посажено ровно столько деревьев, сколько было вырублено, а кустарников - даже больше. То есть территория выросшего (и огороженного забором от посторонних) особняка будет озеленена должным образом. А бывшему уютному московскому дворику достанется выезд из подземной автостоянки, который по замыслу "реставраторов" расположится возле входа в подъезд дома N 32. Вязы и кустарники заменят выхлопы из подземного гаража. А неизменный участник замечательного ежегодного смотра "Московский дворик" на будущий год сможет номинироваться разве что в конкурсе "Каменный мешок".